Телесный интеллект

«Телесный интеллект» – это система  телесно-ориентированных и психологических   упражнений, направленных на формирование у ребенка   здорового восприятия себя и окружающего мира, и построение его гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Данный метод является авторской разработкой специалистов Тюменского центра детской нейропсихологии и  нейрореабилитации во главе с Габышевой Викторией Анатольевной, генеральным директором центра.

Цель метода — сопровождение детей с особыми потребностями в развитии: задержка психо-речевого развития, ранний детский аутизм, дети с аутическим компонентом, ДЦП, синдром Дауна, синдром двигательной активности

Задачи
1. Построение утраченных движений ребенка: тонус тела, глубокая чувствительность, эмоциональное единение в общение.
2. Развитие двигательных автоматизмов, основы неосознанного движения.
3. Восстановление целостности тела построение движений в пространстве. Основы восстановления восприятия СЕБЯ и Я-сознания.

Результаты применения методики

— уменьшение проявлений гиперактивности (формирование целевых движений; удержание внимания на заданной цели);
— уменьшение аутестических проявлений,
— уменьшение стереотипий;
— появление взгляда в глаза,
— появление социальной улыбки, смеха, любопытства;
— уменьшение самоагрессии;

— уменьшение специфических страхов;
— восприятие прикосновений;
— целенаправленность действий и т.д.);
— толчок в развитии речи;
— улучшение познавательных способностей.

Суть метода

Мы работаем с телом, а в результате меняем психические особенности
ребенка. Возникают свойства личности, которые считаются отсутствующими у аутистов. Это крайне важно, особенно сейчас, когда доминирующим коррекционным направлением стала поведенческая терапия.

Существует несколько уровней построения движений, давайте рассмотрим каждый из них:

На уровне А: дети прижимаются к родителям, формируется Доверие;

Глубокая чувствительность уровня А считается основой восприятия человека СЕБЯ, основой Я-сознания. У детей-аутистов проходят страхи, связанные с «не нахождением» себя в пространстве; ребенок «сам по себе» выходит в пространство (уровень С), у него появляется центральное зрение, любопытство.

На уровне В: море Удовольствия и Страхи (дети с ослабленным или не включенным В-уровнем и не боятся, и удовольствия, практически, не испытывают).этот уровень –  основа неосознанного динамического вписывания человека в мир; здесь мир воспринимается им только в движении. При коррекционной работе на уровнеВ происходит объединение поверхностной и глубокой чувствительности в единое восприятие (щекотка); построение В-тела – больших и малых диагоналей целостных паттернов движений; стимулирование сигнального восприятия в пространстве, объединение родителей и ребенка в «содвижении», в общении и игре. В результате такой работы растормаживаются врожденные двигательные автоматизмы тела, легче формируются автоматизмы речи и мышления.

 На уровне С: Любопытство и Кураж на преодоление препятствия (и подражание, и социальная ссылка и т.п.). Этот уровень – основа осознанного восприятия СЕБЯ в мире, в пространстве; основа  целостного сознания человека. Коррекция на уровне С: построение С-тела: движения тела строятся от точки центрирования (на два пальца выше лобковой кости) – все движения тела тонически наполнены; развитие целостного восприятия пространства – выделение объекта, разглядывание, слежение; достижение целей в пространстве; раппорт в общении родителей и детей; мимика и интонации общения; развитие игры по подражанию. В результате такой работы уходят страхи, связанные с объектами в пространстве, появляется любопытство, активность в освоении мира, общении, формируется интонированное звучание, мимика.

На уровне D: Нежность и Ласковость.

Этот уровень –  основа мифического сознания человека, основа коллективного бессознательного, ролевого поведения. Человек живет и действует в представляемом мире. Коррекция здесь: построение D-тела – легкого, текучего; построение топологического восприятия и движений по представлению. Используются основные мифологические сюжеты и роли в общении и игре. В результате такой работы ребенок осваивает социальные роли и социальное поведение. Его поведение определяется социальной ссылкой на значимых взрослых. В социальных взаимодействиях появляется нежность, ласковость.

Уровень Е – основа абстрактного мышления и творчества. Коррекция: развитие речи, мышления, творчества.

(Брюшко) — Эмпатия – аутисты чувствуют эмоции других людей, интересуются их эмоциями.

Этот уровень автономной (вегетативной) нервной системы, который представлен в теле человека системой ганглиев (или сплетений). В телесно ориентированной работе мы можем активизировать отдельные ганглии этой системы  или всю систему в целом. В результате активизируется восприятие всей брюшной части тела человека, выравнивается и углубляется дыхание, синхронизируется работа всех внутренних органов.

Брюшная и спинная сторона тела несут и разные психологические функции. Брюшком мы взаимодействуем с близкими, например, прижимаем к себе детей. При «включении Брюшка» (обязательно и у мамы, и у ребенка) у  аутистов  оживают социальные составляющие их поведения. В результате работы «с Брюшком» дети начинают замечать эмоции других людей, чувствовать их эмоции, интересоваться их эмоциями. Как результат – в их поведении появляется Эмпатия.
Программа разрабатывается индивидуально для ребенка. Продолжительность занятий – 45 минут, рекомендуемая частота занятий – 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 3-6 месяцев.

Как занятия по ТИ влияют на развитие речи ребенка.

Тело неразрывно связано с психикой и речевой деятельностью человека, и воздействие на него оказывает непосредственное влияние и на душевное состояние. В наше время очень многие страдают от того, что не могут принять свое тело, полюбить его. Занятия по телесному интеллекту, как раз таки и позволяют нам полюбить свое тело, принять его таким, какое оно есть.

Мы, как правило, не можем почувствовать себя, пока не сделаем хоть маленькое движение. Афферентное сообщение о движении одновременно считывается нами, как осознание себя. Для маленького ребенка требуется тоническое двигательное воздействие извне.

Начиная с рождения, дети получают огромное удовольствие при поглаживании их тела руками родителей, особенно при сильных надавливаниях на тело с выходом на глубокую чувствительность. Наши врожденные эмоции явно положительно оценивают такое воздействие.

Здесь, происходит не только тоническое общение, взаимодействие ребенка с родителями, но и действенная помощь ребенку в осознании им самого себя через свое тело.

Дети, не получающие такого воздействия, и физически, и психически развиваются хуже.

Основными задачами по ТИ являются-устранение глубоких зажимов, болей в разных областях тела, восстановление всех телесных функций, физическое и психологическое расслабление, и как результат,умение понимать и решать свои психологические проблемы.

Но, все же, мне более подробно хотелось бы остановиться на том ,каким образом  занятия по  ТИ глубоко влияют на центр речи ребенка. В своей работе мы используем психокоррекционные подходы. Основной психокоррекцией является–  системная телесно ориентированная терапия, так же используем любые телесные техники, как упражнения, для активитизации или автоматизации движений каждого уровня построения движений. В основе работы лежит системность, опирающаяся на иерархию построения тела, а соответственно психики и речевых особенностей,ребенка. Внутри данной методики мы работаем не с отдельными телесными нарушениями или блоками, а с целыми уровнями построения движений.
Нередко родители оставляют без должного внимания тревожные признаки наличия задержки психического развития ребенка. Это, в свою очередь, влечет за собой отставание в формировании речевых навыков. Поэтому можно сказать, что без речевых навыков невозможен гармоничный процесс социализации маленького человека, он заметно отстает от сверстников. Это рождает ненужные комплексы и сложности в воспитании.

К 4-5 годам жизни малыша родители начинают бить тревогу. Ведут  малыша к логопеду. Логопед, корректирующий речевые навыки — больше учитель, так как работает со следствиями. Предпосылкой же является задержка психического развития, возможно, повреждение головного мозга, в свое время оставшееся без должного лечения. Такого рода патологии не являются предметом работы логопеда, а значит родители теряют драгоценное время. Вот на этом уровне мы и включаем в работу занятия по ТИ, в результате которых мы можем проследить положительную динамику развития психологических и речевых процессов.

Присмотритесь к своему малышу. Если речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников, обратитесь за консультацией к специалистам.      Хотелось бы еще раз сказать, что речь появляется не сама по себе. Она тесно связана с общением со взрослым, с психическим развитием ребенка. Ребенок приходит в мир, еще ничего не зная о нем. Первые три года- это начало развития полноценной личности. От того, каким будет начало, зависит будущее ребенка. «Не учили поперек лавочки, а во всю вытянулся — не научишь» — так гласит народная мудрость.

Ваша любовь к малышу, усердие, терпение в обучении непременно помогут достичь больших результатов.