Трудности обучения. Дисграфия.

Коррекция учебных навыков детей.
В последние несколько лет стала актуальной проблема школьного обучения  детей.

По данным  Всемирной Организации Здоровья 55% учеников средних школ имеют подобные  нарушения разной степени сложности.

Ребенок, которому после  необходимых проверок был поставлен диагноз нарушения учебных навыков, имеет больше шансов на счастливое детство, чем тот, чья проблема не была обнаружена.  

Русский язык, математика, чтение — это небольшой перечень предметов пристального внимания. Но у младшего школьника страдает и успеваемость на уроке, он отвлекается, он не усидчив.

Нейрокоррекция когнитивная (НКК) — это общее название в коррекции функций мозга для достижения результатов в большом мире способностей.  Виды коррекции многообразны — на протяжении нескольких лет мы штудировали наши программы. Групповую или индивидуальную форму работы выбирает педагог. Развитие памяти, внимания, формирование мышления, подготовка к школе.Школьные трудности: чтение, скорость чтения, осознанность, пересказ, понимание прочитанного, русский язык – дисграфия, зрительные ошибки, акустические ошибки, грамматические ошибки, пространственные ошибки; формирование мышления; математика – дискалькулия, качественный и количественный анализ счета; умножение (пространственные ошибки), решение задач; почерк, постановка руки (до этого, для повышения эффективности занятий – не менее  4-х занятий по м-ке Телесный Интеллект  и 4-х занятий НКД)

 

Если  своевременно обратить внимание на особенности поведения ребенка, которые могут указывать на различные нарушения, в том числе, в сфере учебных способностей и вовремя обратиться для уточнения причин такого поведения – это поможет   ребенку  с радостью идти  по важному этапу в жизни.

Обратите внимание, если у вашего ребенка нарушение:

  • навыков чтения вслух и про себя, которое проявляется в   пропусках, искажении слов, неспособности делать выводы о прочитанном, пересказать и озаглавить прочитанное, составить план, выбрать главное;
  • развития крупной моторики, которое проявляется как
    детская неуклюжесть, отставание от сверстников  в навыках бега и ходьбы;
  • развития мелкой моторики, которое проявляется в корявом почерке, неспособности штриховать по трафарету, неспособности выполнять задания, требующие усидчивости и концентрации;
  • навыков счета, проявляющееся  в неспособности научиться  проводить арифметические действия;
  • навыков письма,   проявляющееся  в  безграмотности, неспособности применять грамматические правила;
  • концентрации внимания;

Часто развитие школьных навыков зависит от семейного фактора и среды обитания. Отличием от педагогической запущенности  является отсутствие эффекта от дополнительных занятий.

Дети, у которых проблема продолжает быть не найденной, считаются слабыми учениками. Учителя относятся к ним, как к ленивым ученикам  или неспособным  к обучению. Несмотря на огромные усилия, у этих детей плохая успеваемость, что, в свою очередь, приводит к потере интереса к школе, а также развития почти необратимого чувства ненависти и отчужденности к учебе.

Дети, которые не могут успешно проявить себя в учебе, интуитивно ищут другие пути самовыражения в классе, зачастую превращаясь в «клоунов» или же наоборот «бунтарей».

 Классификация дисграфии

С учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма выделяются следующие виды дисграфий:

Артикуляторно-акустическая дисграфия; дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия); дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая дисграфия; оптическая дисграфия.

Артикуляторно-акустическая дисграфия — дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.

Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Часто наблюдается при дизартрии, ринолалии, сложной дислалии.

Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания, иначе называемая акустической дисграфией — дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв при письме, соответствующих фонетически близким звукам. При этом звуки в устной речи произносятся правильно.

При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Чаще всего при акустической дисграфии заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты: («ч» — «ть», «ч» — «щ», «ц» — «т», «ц» — «с»). Дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания проявляется также и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных: «писмо». Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении: (туча — «точа»).

В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях могут смешиваться буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически звуки: («л» — «к», «б» — «в», «п» — «н»). При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является нормальным.

В зависимости от того, какое звено фонемного распознавания нарушено, также выделяют следующие подвиды дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания: акустическую, кинестетическую, фонематическую.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова: пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат»), пропуски гласных (собака — «сбака»), перестановки букв (тропа — «прота»), добавление букв (таскали — «тасакали»), пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан — «ката»).

Нарушение деления предложений на слова при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь», в доме — «вдоме»), раздельном написании приставки и корня слова (наступила — «на ступила»).

Аграмматическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Аграмматическая дисграфия может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.

В связной письменной речи при аграмматической дисграфии выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»), изменении падежных окончаний («много деревов»), нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»), изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существительных («дети бежит»), нарушении согласования, нарушении синтаксического оформления речи, трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова — отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками, в различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы: п — к, п — и, с — о, и — ш, л — м.

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы.

Описанные выше виды дисграфии в чистом виде встречаются редко, чаще наблюдается картина смешанной дисграфии.

Материал предоставлен :[1] Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. — С.172-174.

[2] Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 1998. — С.464-471.

В нашем центре  мы достигаем решения проблемы,  используя уникальную комплексную  программу.  Многие дети после занятий прощаются со своими проблемами. Работая с детьми, мы активно обучаем  родителей, чтобы они  стали для своих  детей поддержкой и активными помощниками.

Чем раньше родители обратят внимание на проблему и приведут ребенка на коррекцию, тем лучше он будет подготовлен и оснащен нужными стратегическими инструментами для преодоления проблемы, не только в плане учебы, но также в социальном аспекте».

Врач-психолог, Габышева Виктория Анатольевна.