Нейропсихологическая диагностика ребенка

В диагностике ребенка важен комплексный подход.

На основе обследования ведется анализ основных линий развития: социальный, физической, познавательный, психологический. В ходе диагностики учитываются все параметры развития ребенка , социальные факторы, психологические предрасположенности, и неврологические показатели развития физического тела. По результатом диагностики можно наиболее точно определить, можно уже точно сказать как необходимо скорректировать развитие  и в какую сторону необходимо устремить взгляд и фронт работы  с ребенком.

Диагностика проводится в процессе наблюдения за ребенком и по результатам беседы с родителями. При этом оцениваются следующие моменты:

— Особенности адаптации ребенка к новой обстановке.
— Умение и желание ребенка устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и детьми (легко быстро вступать в контакт, контакт избирателен, носит формальный характер; контакт затруднен; ребенок не вступает в контакт)
— Особенности поведение и эмоционально-волевой сферы ребенка – как ребенок воспринимает игровые задачи, предлагаемые специалистом, активно или пассивно включается в игровую деятельность, проявляет ли агрессивность, на сколько ребенок может сосредоточится в процессе выполнения задания; каково преобладающее настроение ( неустойчивое, резкие колебания. Замкнутость)
— Применяемые ребенком средства общения – экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, жесты). Предметно-действенные (движение, позы, приближение, границы) речевые (отдельные звуки, слова, фразы)
— Уровень сформированность у ребенка самообслуживания.

Диагностика когнитивного развития предполагает оценку уровня овладения сенсорными эталонами, уровня развития целостного образа предмета и сформированность пространствах представления.

— Уровень овладения сенсорными эталонами включает в себя практическое ориентирование ребенка в форме, величине, цвете предметов – знание, называние, соотнесение геометрических форм, фигур, цветов, дифференциация величин предметов.
— Взаимодействие ребенка с специалистом, которое осуществляется в предметно-игровой деятельности.
— Уровень развития целостного образа предмета .
— Пространственные представления. Ориентирование в пространстве.

Диагностика речевого развития ребенка раннего возраста включает в себя оценку императивной и экспрессивной речи.
— Понимание обращенной речи.
— Словарный запас

Диагностика двигательной сферы:
— Исследование крупной моторики
— Мелкой моторики

Диагностика конструктивной деятельности
— Действие по показу
— Действие по подражанию.

В комплексную диагностику детей раннего возраста включен также анализ изобразительной деятельности, игровой деятельности и дополнительные методы обследования.

Диагностику уровня развития дошкольника, сформированность учебных навыков будущих первоклассников, готовность к школьному обучению от 5 лет до 7 лет

Диагностика сформированность учебной деятельности направлена на определения готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности — учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец.

В связи с этим в возрасте 6-7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах усвоения знаний и требований школы.

Нейропсихологическая диагностика младшего школьника, позволяет узнать какие функциональные системы оказались недостаточно развиты, и тем самым понять причины трудностей и найти пути для их преодоления.

Диагностика проводится всем детям от 3 до 14 лет при диагнозе СДВГ, ММД, ЗПР, ЗРР, ОНР.

Если Ваш ребенок:
— с трудом делает уроки
— невнимателен и легко отвлекается
— быстро устает
— потеют руки и голова
— слишком медлительный, гиперактивный, импульсивный
— плохо засыпает, и не может проснуться утром
— не может себя контролировать
— пропускает все «мимо ушей»
— плохо пишет, читает или считает
— часто допускает «глупые ошибки» в тетрадях
— с трудом запоминает стихи

Основная причина этих проблем – недостаточная сформированность определенных зон головного мозга. Нейропсихологическая коррекция помогает развить эти зоны и связанные с ними высшие психические функции.

Для этого:
1. Проводится комплексная диагностика, на которой определяется состояние общей активности мозга ребенка и высших психических функций ребенка с помощью упражнений и заданий:
— Внимания концентрация, объем
— Памяти (визуальная, слухо-речевая)
— Мышления
— Речи импрессивная, экспрессивная
— Пространственных способностей
— Восприятия зрительное , слуховое
— Межполушарного взаимодействия
— Уровня самоконтроля и саморегуляции.

2. По результатам диагностики нейропсихолог дает рекомендации родителям и по запросу составляет нейропсихологическое заключение. В случае необходимости назначает курс коррекционных занятий.

Диагностику проводит нейропсихолог, детский психолог, ген.директор центра нейропсихологии — Габышева Виктория Анатольевна.

2011: факультет Повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов г.Москва. Повышение квалификации по теме: «Основы нейропсихологии»

2006-2008: Санкт-Петербург, Академия психологии Степень бакалавра. Факультет психологии, специальность «практический психолог», красный диплом. Диплом по теме: «Предупреждение конфликтов в детско-родительских отношениях».

2000-2006: ТюмГМА (факультет клинической психологии Тюменской государственной медицинской академии, медицинский психолог)