SC02202221

Кто такой нейропсихолог?

«Мой сын стал плохо учиться. Никакие меры не помогают.
Учительница сказала: «Проконсультируйтесь у нейропсихолога».
Что это за врач, какими проблемами он занимается — мы не знаем. Но звучит пугающе.
Надежда Марьина, Москва»

Нейропсихология возникла на стыке медицины (неврологии, нейрофизиологии, нейрохирургии) и психологии. «Нейро» — означает нерв, «психо» — душу.

Нейропсихолог изучает связь мозга и психических процессов. Иными словами, какие отделы мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и внимание, яркое восприятие окружающего мира и пр.

Нейропсихологи исследуют людей разного возраста, как здоровых, так и тех, кто перенес мозговые травмы и операции. Результаты активной научной работы эти врачи используют на практике. В основном нейропсихологи работают в медицинских клиниках и реабилитационных центрах.

Если вам или вашим близким порекомендовали обратиться к нейропсихологу — не волнуйтесь. В его кабинете не будет ни кушеток, ни медицинской техники. Вам предложат небольшие, «несерьезные» на первый взгляд задания: запомнить ряд слов, нарисовать рисунок, посчитать в уме и пр. Но, вместе с тем, за этой простотой скрывается очень серьезный кропотливый анализ: из мелочей составить общую картину работы мозга, определить, какой его участок «дал сбой» и предложить пути эффективной помощи в каждом конкретном случае.

Например, такой случай. Инсульт у Ивана С. случился прямо на рабочем месте. Речь, казалось, утрачена навсегда… После нейропсихологического исследования стало ясно, что поражены лобные и теменные отделы левого полушария мозга. Нейропсихолог подобрал специальные, именно для этого участка мозга, упражнения: вместе с больным они вспоминали знакомые песни и стихотворения, проговаривали простые слова и фразы. Заново учились читать и писать. Через полтора месяца Иван С. мог уже самостоятельно общаться.

В последние десятилетия активно развивается нейропсихология детского возраста. Вот еще одна история. Владик всегда считался одаренным ребенком: отлично рисовал, очень любил танцевать, знал наизусть все песенки из мультфильмов. Учеба в школе шла «как по маслу». Однако когда Владик перешел в третий класс, родители забеспокоились: появились замечания по поведению, совсем «не решались» у него математические задачи, мальчик не мог произвести в уме пару арифметических действий, на уроках часто кривлялся. На приеме у нейропсихолога выяснилось, что у Владика полушария головного мозга до сих пор не могут «поделить сферы влияния» — чрезмерно активное правое «не дает» левому полноценно осуществлять его функции (например, логическое мышление). Через полгода специальных упражнений (внешне, кстати, очень напоминающих школьные) в дневнике Владика вновь появились хорошие отметки, да и дисциплина улучшилась.

Работая с «неуспевающим» учеником, нейропсихолог видит именно причину школьных трудностей, скрытую в особенностях работы мозга этого ребенка. Действительно, банальная безграмотность может быть следствием и неустойчивого внимания, и быстрой утомляемости, и дефектов зрительного восприятия, и нарушений различения звуков, и многого другого. Зная истинную причину проблемы, можно целенаправленно и эффективно ее устранить, а не тратить уйму времени на «механическое» заучивание правил правописания.

Нейропсихологи работают как в окружных и районных центрах медико-социально-психологической помощи, так и в частных клиниках и кабинетах. Профессия эта сложная, требующая кропотливого труда, больших знаний, соответствующего образования и постоянного профессионального самосовершенствования.

По материалам журнала «Крестьянка».