Дыхательные упражнения

В этом комплексе представлен целый ряд обязательных упражнений, связанных с дыхательной гимнастикой. Почему особое внимание уделяется дыхательной гимнастике? Во-первых, только в редких случаях человек способен управлять собственным

дыханием Обычно он не задумывается о нем. Но, научившись контролировать дыхание, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Это и есть осознанное регулирование своего дыхания.

Во-вторых, дыхание представляет собой процесс, который ежеминутно необходим человеку, так как во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом. Функция дыхания связана с другими функциями мозга. Неправильное дыхание может вызвать их сбой. Так, например, элементарные движения глазами за предметом, которые формируются в норме в норме к 3-му месяцу жизни и должны автоматизироваться. Очень часто сведение глаз к переносице (конвергенция), слежение за предметом в горизонтальной или вертикальной плоскости становятся для ребёнка трудно выполнимыми упражнениями, так как они происходят со сбоем дыхания, чаще всего с задержкой дыхания. Это перейдет в неправильно сформированный автоматизм и буде проявляться у 7-ми, 8-ми, 9-ти, 12-тилетнего ребёнка (проявляться это будет) причем по-разному на каждом возрастном этапе.

В-третьих, дыхание оказывает релаксирующее воздействие.

Дыхательные «восточные» упражнения

Дыхательные «восточные» упражнения рассматриваются нами, как упражнения, направленные на релаксацию. Они требуют отслеживание телесных ощущений, что уже само по себе включает мозг в определенный ГАРМОНИЧНЫЙ! Режим работы. Ощущение «внелегочного» дыхания (воображаемое дыхание через какую-то часть тела) говорит о том, что установилась временная связь между двумя участками мозга: с одной стороны, воспринимающим информацию из дыхательных путей, от дыхательных мышц и, с другой стороны, получающим информацию из соответствующей области тела, не связанной с дыханием.

В результате изменения ощущений в выбранном участке тела наблюдаются ритмические колебания. По интенсивности эти колебания происходят синхронно с фазами дыхательного цикла (обычно ослабление интенсивности на вдохе и усиление на выдохе). Образование подобной связи между активизацией различных зон мозга, их влияние друг на друга, лежат в основе различных полезных феноменов – борьбы с болью, умение управлять собственным пульсом, артериальным давлением, а также настроением.

При «осознавании» дыхания происходит синхронизация активности полушарий мозга. Это связано с тем, что дыхательная мускулатура имеет двойную иннервацию – как от противоположного полушария мозга (так называемый латеральный, перекрещенный корково-спинно-мозговой проводящий путь), так и от ипсилатерального (передний или прямой кортикоспинальный путь). Поэтому усиление потока сенсорной информации, связанной с дыханием, вследствие его углубления, вместе с направленностью внимания на этот процесс может приводить к сглаживанию функциональной асимметрии полушарий.

Дыхательные упражнения включающие «брюшное» дыхание воздействуют на нервную систему седативным (успокаюващим) образом. Оно сопровождается повышенной экскурсией диафрагмы, вызывает повышение тонуса блуждающего нерва, что способствует физиологической реакции релаксации. Тем самым дыхание выступает как промежуточная, опосредующая функция организма, с помощью которой становится возможен произвольный контроль непроизвольных функций (кровообращение и т.д.) С дыханием связана функция интеграции тела и психической сферы. Стесненность и прерывистость дыхания, наблюдаемые вне какой-либо физической деятельности, связаны с психологической защитой (наиболее часто с подавленным страхом или плачем). С помощью правильно регулируемого дыхания можно снять психоэмоциональное напряжение, высвободить неотреагированные эмоции и добиться «функциональной разрядки». Можно научиться следить за эмоциями и управлять ими. Данная группа дыхательных упражнений успокаивающе действует на нервную систему и регулирует баланс правого и левого полушарий мозга.

Упражнения