Детская нейропсихология

Нейропсихология

— отрасль психологической науки,  которая включает в себя несколько наук неврологию, психологию, логопедию. В нашей стране работы А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет исследовали  различные проблемы формирование и созревания, травму, патологию мозга препадают и продолжают исследовать Семенович, Глозман, Визель, Архипов, Микадзе. Каждый из них углубился в нейропсихологии в отдельное направление, что дает большой багаж разнообразных наработок для коррекции и формирования развивающегося мозга растущего ребенка и подростка.

Нейропсихологическая коррекция способствует:

  • созреванию необходимых структур мозга и личности;
  • развитию памяти, внимания, интеллекта, мышления, речи;
  • развитию двигательной сферы, нормализации нервно-мышечного тонуса;
  • формированию и развитию координации движений
  • нормализации деятельности нервной системы;
  • коррекции аутистического, избегающего и агрессивного поведения;
  • позитивная динамика психического развития ребенка;
  • стойкий результат;
  • длительный эффект;
  • доступность применения методик и упражнений;

во-первых, новые физиологические теории. Идея системного подхода к ВПФ, предложенная П. К. Анохиным, и представление о постоянных и меняющихся компонентах движения (как психической функции), разработанное Н. А. Бернштейном, легли в основу теоретических представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека;
во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского. Исследования Л. С. Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга;
и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга.
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.

Можно выделить основные  Методы нейропсихологической коррекции:

  • игровые, массаж, дыхательные упражнения
  • физические упражнения (развитие гибкости, координации, выносливости)
  • коммуникативные упражнения (умение общаться)
  • познавательные (развитие навыков письма, чтения, счета, воображения)
  • художественные методы (арт, лепка, рисование, аппликация)

В рамках нейро психологической коррекции в центре проводятся специальные программы, ориентированные на детей с СДВГ, аутизмом (РДА), отставанием психического развития, с неординарным психическим развитием (одаренность).

Для детей с трудностями обучения нейропсихологическая коррекция показана как методика, способная нивелировать или полностью устранить дефицитарность психического развития (по показаниям диагностики).

В большинстве случаев школьная неуспеваемость объясняют нежеланием ребенка или складом его характера, а не тем, что некоторые структуры головного мозга еще не созрели к предлагаемым требованиям школы.

Нейропсихологическая коррекция направлена на развитие «спящих» участков мозга, приводит к слаженной работе всей нервной системы ребенка.

ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ