Индивидуальная программа развития
ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ
ПРОГРАММУ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА
ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 4 ЛЕТ ДИСТАНЦИОННО ОТПРАВИВ ЗАЯВКУ НА СКАЙП ИЛИ МАЙЛ.
ВЫ УЗНАЕТЕ НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ И ПОНЯТЬ ВСЕ ЛИ С ВАШИМ РЕБЕНКОМ ХОРОШО.
Программа развития ребенка
и ее основания — результаты обследования
Содержание: |
|
Данные о проведенном обследовании
Имя (код) ребенка: Кауль Алёна Альбертовна
Дата рождения:23.01.2010 Пол:женский |
Характеристики обследования: Повторное обследование Метод: Шкала развития — сбор данных Дата обследования: 05.03.2011 Возраст (при обследовании): 1 год, 2 месяц |
По результатам обследования ребёнок развивается с опережением возрастных норм. Ниже приведены заключения по отдельным параметрам (сферам развития ребёнка).
• Социально-адаптивные функции развиты нормально. • Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы не выявлены. • Развитие общей моторики соответствует возрасту, двигательные умения сформированы достаточно. • Зрительно-моторная координация развита нормально, в соответствии с возрастом. • Развитие тонкой моторной координации соответствует возрасту. • Восприятие и познавательная активность развиты в соответствии с возрастом. • Понимание речи развито достаточно. • Активная речь развита достаточно. • Развитие деятельности соответствует возрасту. • Навыки самообслуживания развиты хорошо. ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ S = 0.29. Социально-адаптивные функции. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. SE = 0.18. Развитие эмоций. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. FC = 0.10. Развитие самосознания. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. M = 0.18. Общая моторика. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. MG = 0.26. Координация общих движений. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. MV = -0.09. Зрительно-моторная координация. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. MS = 0.05. Тонкая моторная координация. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. I = 0.09. Восприятие и познавательная активность. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. U = 0.10. Понимание речи. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. T = 0.24. Активная речь. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. A = 0.00. Развитие деятельности. Уровень развития соответствует календарному возрасту: 1 год, 2 месяц. E = 0.51. Навыки самообслуживания. Опережение: уровень развития соответствует возрасту 1 год, 3 месяца.Примечание: Обследование проводилось по всем параметрам, которые выявляются в возрасте данного ребенка. Глубина обследования: максимальная, с включением доп. вопросов для подготовки Программы развития.
Индивидуальная программа развития
Результаты обследования позволили подготовить индивидуальную программу развития для Вашего ребёнка на ближайшее время. В неё включены игры и упражнения, наиболее важные для развития Вашего ребёнка и соответствующие его возможностям. Особое внимание следует уделить играм, направленным на те сферы развития ребёнка, где в результате обследования выявлено отставание или неравномерность развития.
И для малыша, и для его родителей важно играть вместе. Игра помогает сохранить понимание, ощущение любви и близости, а для малыша это ещё и лучший способ узнать мир.
Учитывайте следующие рекомендации при выборе игр своему ребёнку
- Зная уровень развития вашего малыша, предлагайте те игры, которые ему по силам.
- Игра должна доставлять малышу удовольствие, не заставляйте его играть, если он устал или хочет сменить занятие.
- Не спешите! Если внимание малыша привлек какой-то предмет, то дайте ему время для того, чтобы этот предмет изучить, рассмотреть, а потом продолжите игру.
Развитие социально — адаптивных функций
Характер человека формируется в первые годы жизни. Те черты, которые приобретены в раннем детстве, держатся прочно, становятся второй натурой. То, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какая свойственна усвоенному в детские годы. В это время закладываются основные черты характера: аккуратность, доброта, трудолюбие, общительность и т. п. Воспитание положительных качеств у ребенка требует постоянной и настойчивой заботы, систематического повторения воспитательных ситуаций и тщательного контроля. К сожалению, отрицательные черты характера проявляются тогда, когда не воспитываются хорошие. Они как бы восполняют вакуум — нехватку воспитания. Так обычно формируются жадность, эгоизм, равнодушие, «пакостливость». Лучший метод воспитания — это поступки и поведение родителей!
Научить ребёнка соблюдать правила поведения, охотно выполнять требования взрослых, общаться с другими детьми можно только на определённом уровне его умственного и физического развития. Нельзя воспитать положительные формы общения, пока у малышей не развито понимание речи, способность подражать. Сначала ребёнок с помощью речи научается общаться с взрослым, и лишь затем (после двух лет) со сверстниками. Не требуйте от него того, что ему ещё не под силу.
Сейчас учите ребёнка: повторять с игрушкой действия, наблюдаемые в жизни, имитировать действия взрослых;
- взаимодействовать с взрослым в игре (катать друг другу мяч, машинку)
- просить игрушки, делиться ими с взрослыми;

- Желательно, чтобы ребёнок ложился спать каждый раз в одно и то же время (плюс – минус полчаса).
- Желать ребёнку “Спокойной ночи” можно только, когда он спокоен. Поэтому, перед сном ребёнок должен 15 — 30 минут провести за спокойным занятием. Если весёлые, подвижные игры или купание его сильно возбуждают, то завершите их заранее.
- Не заключайте с ребёнком никаких “сделок” по поводу укладывания в постель (например: ты ляжешь, а я тебе конфетку дам).
- Не меняйте ласковый тон на строгий, для того чтобы заставить ребёнка идти в постель.
- Придумайте несложный ритуал для отхода ко сну (вместе закрыть занавески, подготовить кроватку, положить спать игрушку, но не устраивайте долгой игры).
- Подберите игрушку, которая бы заменяла ребёнку вас, когда вы выйдите из комнаты. Попросите убаюкать её, или не шуметь, потому, что она уже спит.
- Если ребёнок боится темноты, можно оставить ему слабый свет или ночник.
- Если ребёнок заплакал, сразу подойдите к нему, убедите, что вы в соседней комнате, всё хорошо и утром вы встретитесь. Тон должен быть мягким, спокойным, но убедительным.
- Если ребёнок снова заплачет, во второй раз снова сразу подойдите к ребёнку, а в третий подождите некоторое время, а когда подойдёте, не проявляйте особой нежности и без лишних слов укройте ребёнка, попрощайтесь и удалитесь. Наберитесь терпения, со временем ребёнок привыкнет к вашему поведению и будет засыпать быстрее, если поймёт, его капризы ни к чему не приводят.
- Если ребёнок заплакал ночью, то всегда сразу же подходите к нему.
В ритуал подготовки ко сну можно включать и колыбельные, например:
Ночь пришла, Темноту привела. Задремал петушок, Запел сверчок. Уже поздно, сынок, Ложись на бочок. Бай-бай, засыпай, Спи, сынок, до утра, Будет пора, Мы разбудим тебя. |
или Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай, Петушок, не кричи, И Танюшу не буди. Моя Танюша будет спать, Да большая вырастать. Она поспит подольше, Вырастет побольше. |

Танец Возьмите ребёнка за обе руки, включите музыку или напевайте. Потанцуйте с малышом.

Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу. Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Давай , коза потопаем, потопаем, потопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем. Когда малыш сможет подражать Вашим действиям, то выполняйте те движения, которые есть в рифмовке.
“Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая. Кто кашу не ест, молоко не пьёт – забодает, забодает!” Называя ту часть тела, которую «бодаете», вы помогаете ребёнку изучать себя, узнавать части своего тела.

Накройте своё лицо платочком, позовите ребёнка: “Где мама?” Снимите платочек и скажите радостно: “Тю-тю! Вот мама!” Ребёнок может сам стаскивать с вас платок, Вы всё равно говорите “Тю-тю” или “Ку-ку”. Под платочек может спрятаться и ребёнок. По очереди закрывайте своё лицо и лицо ребёнка. Если ребёнок что-то произносит, повторяйте эти звуки за ним. Взрослый может прятаться не только под платочек, но и за какой-нибудь предмет мебели.

Эти игры способствуют созданию положительного эмоционального настроя. Например, знакомая игра «Сорока-ворона» может закончиться тем, что взрослый щекочет малыша подмышкой, тем самым вызывая его смех. Малыш тоже может играть с пальчиками мамы или другого близкого человека. Для таких игр могут подойти такие рифмовки.
Сорока-ворона, кашу варила, (водит пальчиком по ладошке малыша) Деток кормила: этому дала, (загибает по очереди пальчики) Этому дала, этому дала, Этому дала, а этому не дала. Ты, мал, круп не драл,(слегка трясёт мизинчик) Воду не носил, кашу не варил, А ну-ка, сходи по водичку. Тут пень, тут колода, («забирается» по ручке малыша вверх) Тут осина воз города. А тут тёплая-тёплая водичка. (щекочет под мышкой) |
Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел! |
Стихотворение «Десять птичек — стайка» Называя каждую птичку, взрослый разгибает пальчики, а с последними словами, снова сжимает кулачки ребёнка.
Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек — стайка. Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей. |
Эта птичка — совушка, Сонная головушка, Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель, |
Эта птичка — скворушка, Серенькое пёрышко. Эта — зяблик, Эта — стриж. |
Эта — развесёлый чиж. Ну, а эта — злой орлан. Птички, птички — по домам! (И. Токмакова) |

Кукла — воспитатель Сделайте малышу игрушку, которая бы меняла выражение своего лица в зависимости от поступка ребёнка. Это может быть двусторонняя плоскостная кукла. С одной стороны у куклы радостное выражение лица, а с другой — грустное. Пусть кукла висит на видном месте, радуясь тому, что делает малыш. Но, если малыш вдруг капризничает, делает что-то плохо, поверните куклу грустным лицом наверх. Скажите: «Кате это не нравится, ты делаешь плохо». Ребёнок будет замечать изменение выражения лица у куклы и обращать внимание на выражение лица у людей. Кроме того, это избавит вас от необходимости всё время делать замечания ребёнку от своего имени.


В зависимости от отношения родителей к ребёнку на первом году жизни формируется положительное или отрицательное отношение ребёнка к себе (осознание себя как хорошего или плохого). Положительное отношение к себе — основа нормального развития личности. Негативное отношение к себе, как результат дефицита эмоционально-положительного общения на первом году жизни, может привести в дальнейшем к появлению постоянной неуверенности ребёнка в себе, тревожности, агрессии. Итак, любите малыша, даже если он не слишком оправдывает ваши представлении об идеале, если у него «трудный характер», он не даёт вам спать ночами, не так улыбчив и смышлён, как соседский малыш. Только ваша любовь и понимание дадут ему возможность нормально развиваться и предотвратят многие проблемы в будущем.

Если родители чётко расставят границы между «можно» и «нельзя», ребёнку будет легче ориентироваться в окружающем мире. Постарайтесь всё же сделать свой дом достаточно безопасным для ребёнка, чтобы многое было можно, тогда ребёнок легче будет воспринимать то, что нельзя.
Вот как об этом пишут в своей книге «Резервы здоровья наших детей» родители и педагоги Б.П. и Л.А. Никитины: «Если оградить ребёнка сплошным «нельзя», да ещё и строго наказывать за все нарушения запретов, можно либо его запугать, либо спровоцировать буйный протест. Ведь недовольство возникает с каждым «нельзя», потому что нельзя — значит лишение какого-то желания, а это всегда обидно, досадно, не оставляет надежды на будущее» Они же далее советуют запрещая что-то малышу, сразу сказать, а что можно: «Бросать хлеб нельзя, а мячик — можно, делать котёнку больно — ни-ни. Нельзя! А погладить — тихонько, ласково — можно. Часы трогать нельзя, а вот это колёсико или катушку — можно; сегодня к бабушке поехать нельзя, а завтра будет можно… Ребёнок как бы получает компас для ориентировки в окружающем мире и становится спокойнее и увереннее в себе».


- ходить (при помощи взрослого) вверх по доске, приподнятой одним концом на 10-15 см от пола (ширина доски 25 см, длина 1,5-2 м), и вниз до конца доски;
- перешагивать через положенную на пол веревку или палку (потом через приподнятую на 5-10 см от пола);
- подниматься на 10-ти сантиметровое возвышение (например, перевернутый вверх дном ящик) и спускаться с него;
- ползать по прямой (2 м), по кругу, “с препятствиями” — подползать под веревку (высота 50 см), проползать в обруч;
- влезать на лесенку-стремянку и слезать с нее (высота 1 м);
- отталкивать мяч вперед, чтобы он покатился (из положения сидя, стоя);
- бросать мяч вниз, вдаль, замахиваясь перед броском.
для развития двигательной активности ребёнка в быту, в играх, на прогулке побуждайте его к разнообразным движениям: возить тележки, машинки, носить крупные мягкие игрушки, взбираться на бугорки и сходить с них, перешагивать с помощью взрослого через небольшие препятствия, бросать камушки в воду.

Качая ребёнка на ноге, Вы также способствуете развитию его вестибулярного аппарата. Сядьте на стул, положите ногу на ногу и посадите ребёнка на верхнюю ногу и, придерживая за обе руки, покачайте его вверх – вниз и из стороны в сторону. Скорее всего, что играть так с малышом смогут мужчины. Поэтому это прекрасное время для общения малыша с папой, дедушкой или взрослым братом, а мама в это время сможет отдохнуть.


Развитию физических качеств способствуют не только зарядка и систематические занятия, но и подвижные игры и игровые упражнения.

Взрослый тоже может сделать вид, что бежит за мячом.
передай мяч В эту игру могут играть трое и более человек. Играть можно стоя в кругу или сидя в ряд на скамейке. Например, ребёнок сидит между папой и мамой. Мама говорит: «Возьми у папы мяч (ребёнок сидя поворачивается и берёт мяч). Дай мне мяч (отдаёт.) Возьми мяч, дай папе.»Если вы играете стоя, то передачу мяча из рук в руки со временем замените передачей в броске и постепенно увеличивайте расстояние между игроками.

|
Используйте для игр каталки, тележки, коляски, машины, которые бы ребёнок мог катить перед или тащить за собой. |

Игра усложниться, если игрушку надо будет достать из плавающей коробочки (лодочки), поставить на надувной круг и снять с него.

Если нет готовой мозаики, то можно сделать так. Просверлите в бруске отверстия и подберите к ним колышки, которые бы достаточно легко входили в них (например, старые фломастеры). Отверстия можно проделать и в любой пластмассовой баночке с прочной крышкой (например, из-под йогурта). Будьте всё время рядом с малышом, показывая как вынимать, а затем и вставлять колышки, и наблюдая, чтобы он не потянул детали в рот. Просто, без слов, остановите его руку, направьте её в сторону отверстия и скажите: «Вот сюда! Правильно». Прекращайте игру, как только ребёнок начнёт баловаться или по-другому проявлять утомление.

Липучки Игры с липучками забавны и полезны для развития зрительно-моторной координации ребёнка. Предложите ребёнку украсить небольшими полосками разноцветной липучки коврик из ковролина или другого материала. Можно использовать готовые наборы или сделать игру самим. Вам понадобится коврик из ковролина или другого материала, на котором бы держалась липучка. Покажите ребёнку, как можно украсить коврик небольшими полосками разноцветной липучки. Вы можете нашить кусочки липучки на фигурки из плотной материи (грибочки, цветы, птичек и т.п.) и «сажать» их на коврик. Возможно малышу больше понравиться снимать фигурки с коврика, наберитесь терпения, со временем он освоит и обратное действие.
Аналогично можно играть со скотчем или изолентой. Нарежьте их маленькими кусочками и наклейте на стол. Задача ребёнка — отлепить от стола кусочки или переклеить их на другое место.

Развивая мелкую моторику руки ребёнка, предлагайте ему выполнять доступные действия:
нанизывать на стержень кольца пирамидки;- открывать и закрывать матрёшку, разнообразные коробочки и шкатулки;
- вкладывать небольшие предметы в разнообразные ёмкости и вынимать их;
- вставлять колышки в отверстия;
- выполнять простейшие постройки из кубиков и кирпичиков.
.




Этот пальчик слабенький, Этот пальчик длинный, Этот пальчик сильный. Ну, а это толстячок, А все вместе кулачок!

Так развлекаться можно, когда на ребёнке как можно меньше одежды, например перед купанием или на пляже.

Втыкалочка Игры, подобные этой — прекрасное средство для развития руки ребёнка, зрительно-моторной координации и представлений о форме. Вы можете сами изготовить похожую игру из дерева или взяв пустую коробку из-под конфет, вернее вкладыш с углублениями для конфет разной формы и крышки от бутылок лимонада (они подходят к круглым отверстиям, на первых порах этого будет достаточно, а потом, возможно, вы подберёте подходящие по размеру кубики и другие фигуры). |
|

- Во время прогулок привлекайте ребенка к наблюдениям природных явлений: идет снег, моросит дождь, светит солнышко и т.п.
- Называйте животных, которых видит ребёнок (кошка, собачка, курочка, рыбка, птичка, хомячок), обращайте его внимание на их движения, внешний облик, части тела (голова, хвост, лапы), сравнивайте их с игрушками и картинками.
- Обращайте внимание ребёнка на деревья, траву, цветы, на то, как они выглядят. Знакомьте его с некоторыми наиболее употребительными овощами и фруктами, уточняйте их форму, цвет, вкус.
- Знакомьте ребёнка со свойствами воды (льется, теплая, холодная, водой умываются, в ней купаются, плавают игрушки), и песка (когда сухой — сыплется, когда влажный — хорошо сохраняет форму).

Часто ящик с большим количеством разнообразных игрушек мешает малышу сосредоточиться на игре с одним предметом. Если вы замечаете, что ребёнок только разбрасывает игрушки и не знает, что с ними делать дальше, оставьте в его поле зрения только две — три игрушки, а остальные уберите. Через неделю или немного чаще игрушки можно менять. Пирамидки, матрёшки, лото и другие разборные игрушки лучше давать ребёнку на период игры и затем убирать. Но помните, что без вашего участия ребёнку не обойтись. Чтобы привлечь внимание малыша к игрушке, взрослый должен обыграть её. Привлеките свою фантазию, показывая ребёнку разные способы игры с одной и той же игрушкой, тогда и малыш научиться действовать с ней разнообразно.



Сейчас основная задача развития восприятия у вашего ребёнка заключается в развитии у него всех органов чувств и накоплении им представлений о различных свойствах предметов, в первую очередь об их форме, величине, цвете. Необходимо научить ребёнка учитывать свойства предметов в действиях с ними и подвести к пониманию слов «форма», «цвет», «такой же», «большой», «маленький». Главное не фиксировать внимание на одном свойстве в ущерб другим.


- Выбор из предметов разных по форме, размеру, назначению, имеющих одинаковый цвет. Например, собрать комплект синей одежды или посуды (синяя чашка, ложка, тарелка).
- Сортировка предметов на две группы по цвету: а) Вначале, предметов, контрастных по цвету (синий — жёлтый, оранжевый — фиолетовый). б) Затем, предметов близких по цвету (красный — оранжевый, синий — фиолетовый);
Называйте цвет предъявляемого предмета, но не заставляйте делать это ребёнка.

Ребёнок при этом не обязательно должен знать названия цветов. Если у него ещё не получается правильно выстраивать паровозики, подбирая кубик к кубику по цвету, он вполне может их путать. Поэтому лучше вы называйте цвет поезда, который строите, но не требуйте этого от малыша. Аналогично можно играть с кубиками, выбирая кубики одного цвета для строительства башен, домиков, заборов и т. д.

- Выбор из двух предметов большего или меньшего. Сначала предлагайте ребёнку выбор из предметов сильно отличающихся друг от друга по размеру, затем разницу в размерах уменьшайте.
- Выбор предметов одного размера из группы однородных (кубиков или других фигур одного цвета, отличающихся только по размеру). Например, выбрать только большие кубики. Вначале покажите ребёнку образец: «Вот такие».
- Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы по принципу такой — не такой (большие и маленькие шарики). Для таких занятий подойдут, например, разные по размеру кубики. Усложняя, добавьте предметы среднего размера.
- Сортировка разнородных предметов по размеру (например, большие и маленькие игрушки). Усложняя, добавьте предметы среднего размера.
Полезно приобретать для ребёнка соответствующие ему по размеру инструменты, с помощью которых он мог бы помогать папе или маме. Например маленький молоточек, скалку для раскатывания теста, швабру и т. д. Эти предметы также можно сравнивать со взрослыми по размеру. Старайтесь, распределяя предметы по размеру, не обидеть малыша тем, что ему постоянно всё достаётся маленькое. Уважайте его маленькую помощь вам. За обедом, например, скажите, что он так трудился, что котлету сможет съесть как папа — большую.

С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребёнка правильное восприятие окружающего мира, его мышление. Но чтобы достичь развивающего эффекта, недостаточно приобрести матрешку и отдать ребенку. Необходимо научить малыша играть с ней.
|
Как только у малыша появится желание заглянуть внутрь предметов, разобрав их, предложите ему матрёшку. В первый раз достаточно двух матрёшек — большой и маленькой. |
Первое знакомство Показав ребёнку первый раз матрёшку, обратите его внимание на то, какая она красивая и на то, что внутри у неё что-то гремит. Разберите большую матрёшку, достаньте маленькую и поставьте их рядом друг с другом. Дайте малышу рассмотреть матрёшек. Спрячьте маленькую матрёшку внутрь большой и предложите ребёнку достать её самостоятельно. Со временем добавьте третью матрёшку. Когда игра закончена, не оставляйте матрешку в руках малыша, пока он не научится действовать осмысленно. Иначе ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут повсюду разбросаны и быстро растеряются.

В то время, когда ребёнок только учится надевать кольца на пирамиду, не заставляйте его собирать её правильно. Требуя от него невозможного можно отбить у ребёнка охоту играть. Лучше просто называйте размер колец: «Вот большое кольцо, а это маленькое. Это кольцо маленькое, а это побольше, это ещё больше, это самое большое.»
Выбор из двух Для этой игры подойдут и большая пирамидка, и маленькая. Когда ребёнок уже хорошо справляется со сбором пирамиды, предложите ему из двух колец, которые резко отличаются друг от друга по величине выбрать большое или маленькое и надеть его на стержень. Продолжите игру каждый раз предлагая по два кольца. |
|
Строить можно из кубиков, пустых коробок, пластмассовых или металлических банок, деталей конструктора. Главное — это безопасность ребёнка и участие в игре взрослого (хотя бы на этапе знакомства с игрой). Отдельные детали для строительства башенок могут быть одного размера, тогда построенные башни можно сравнить по высоте. Если же взять детали разного размера, то можно во время строительства обращать внимание ребёнка на размер каждой детали и экспериментировать, как расположить детали, чтобы башня стояла устойчивее. Начинайте строить вместе с ребёнком несложные башни из двух — трёх кубиков разной величины. Проговаривайте: «Сначала положим большой кирпич, потом — маленький». Малышам обычно очень нравится, когда башня рушится, и это сопровождается возгласом «бах», а потом все повторяется вновь и вновь. Со временем можно перейти к постройке башни, состоящей из большего числа деталей разной величины. Объясните, как сделать, чтобы башня не развалилась. Для строительства лесенки выложите кубики разной величины на столе. Если они будут сложены правильно, от большего к меньшему, получится лесенка, по которой можно пройтись пальчиками вниз и вверх.
|
В магазинах продаются наборы пластмассовых цветных бочонков, баночек, формочек разного размера. Их можно вкладывать друг в друга или использовать для строительства башенок. |

- Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия (учёт формы при выполнении элементарных действий).
- Выбор предметов по форме по принципу такой — не такой. Сначала используйте объёмные фигуры (шарики, кубики), затем плоские (кружочки, квадратики). Покажите ребёнку, например, шарик и попросите его дать вам ещё такой же, ещё и так далее. Если ребёнок даёт не шарик, вы говорите: «Нет, это не такой, дай мне вот такой». И ещё раз покажите ему шарик.
- Раскладывание предметов резко отличающихся по форме. Сначала раскладывайте объёмные предметы (например, кубики и шарики), затем плоские (кружочки и квадратики).
- Раскладывание предметов, близких по форме. Сначала раскладывайте объёмные предметы (например, кубики и кирпичики), затем плоские (прямоугольники и квадратики).
- Выбор двух заданных форм при выборе из четырёх. Сначала предлагайте ребёнку объёмные, а затем плоские фигуры. Используйте цилиндры, кубики, призмы, шарики. Попросите ребёнка выбрать из всех фигур, например, только крыши (треугольные призмы) и кубики. При этом показывайте ребёнку, какие фигуры надо найти.

Изготовить «шарикоброс» несложно: в коробке или в железной банке с пластмассовой крышкой (в таких банках часто продают детское питание) проделайте круглое отверстие, в которое бы свободно входили шарики, например, от пинг-понга. Дайте ребёнку шарики, свободно проходящие в отверстие, и кубики, которые бы в это отверстие не влезали. Покажите, как складывать в баночку шарики. Не спешите забирать у него кубик, пусть сначала сам убедится, что он не пролезает в отверстие. Потом предложите ему шарик и скажите: «Попробуй положить шарик. Получилось. А вот кубик не проходит в эту дырочку». Аналогично поиграйте в «кубикоброс» (в крышке квадратное отверстие для кубиков). Потом объедините обе игры. Спрашивайте: «В какую баночку положить шарик? Кубик!» В результате этих игр ребёнок учится отделять шарики от кубиков и выбирать фигуры, которые бы помещались в те или иные отверстия.

Соедините вместе шарики и кубики. Попросите ребёнка выбрать из всех фигур только шарики и покажите, как они выглядят. Проведите сначала своим пальцем по поверхности шара, а потом предложите сделать это ребёнку. Комментируйте: «Потрогай шарик — он гладкий, ровный, у него нет углов». Затем снова перемешайте фигуры и также предложите выбрать все кубики. Если «оживить» фигуры, то ребёнок сможет дольше играть в эту игру. Например: «Смотри — это шарики, а это — кубики. Они встретились и решили вместе поиграть (соединить две группы фигур). Стали они баловаться, веселиться (перемешать фигуры между собой). А теперь им пора по домам. Помоги шарикам собраться вместе». Усложняется игра тем, что добавляются другие фигуры. Ребёнку надо выделить один вид не из двух, а из трёх — четырёх видов фигур. Аналогично проводится игра и с плоскостными формами. Интерес к игре у ребёнка выше и тогда, когда можно «помочь» маме, например, выбрать только круглые пуговицы.

Чтобы оживить игру можно привлечь к ней игрушечных зверей. Например, мишке давать кубики, а зайке — шарики. Аналогично проводится игра с тремя и более формами.

Одна группа игр представляет набор рамок и вкладышей с геометрическими формами. Вначале ребёнок учится подбором находить нужное отверстие для вкладыша. Начните с круга, убрав предварительно другие вкладыши. Предложите ребёнку найти отверстие для круга: «Какое окошечко ты можешь закрыть этим кружочком?» Ребёнок ищет, а вы говорите: «Сюда не подходит? Попробуй другое окошечко закрыть». Когда у ребёнка получится, обрадуйтесь: «Здорово! Получилось! Закрыли окошечко!» Постепенно добавляйте другие фигуры. Можно «оживить» игру, разместив в отверстиях картинки. Предложите ребёнку сначала открыть картинки, а потом снова закрыть (спрятать). Такую игру можно купить или изготовить самостоятельно, выпилив или вырезав из плотного картона фигуры и рамки с соответствующими им отверстиями. Под игру можно приспособить и коробку из-под конфет типа «Ассорти» с вкладышем, в котором размещаются конфеты разной формы. Освободившийся вкладыш вполне заменит игровое поле с разными отверстиями, а фигуры вырежьте из картона.
|
|
Другая группа игр представляет собой игровое поле, на котором изображена какая-нибудь картинка. Детали этой картинки вынимаются и представляют собой геометрические фигуры. Самые простые фигуры — круги. Чаще всего они изображают колёса. Попросите ребёнка «починить» паровозик. Те фигуры, которые ребёнок ещё затрудняется вставить сам, можете вставить вы или помочь ребёнку, двигая его руку.
|

- по слову взрослого находить и показывать (на картинке, в естественных условиях) игрушки, некоторые предметы одежды, посуды, мебели, овощи, фрукты;
- понимать слова, обозначающие: - части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши, нос); - простейшие бытовые и игровые действия (будем умываться, есть, пить, ложись спать, пойдем гулять, садись, покатай); - признаки предметов: цвета (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький).
- понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением (Дай маме куклу. Принеси чашку. Пожалей мишку.)
- понимать небольшие инсценировки (цепь сюжетных действий) с игрушками;
Чтобы ребенок понял смысл сказанного вами, сопровождайте свои бытовые действия, показ ребенку игрушек словами и простыми по конструкции и содержанию фразами.


Все мячики Учите ребёнка относить все родственные предметы к одному классу: “Дай мне все мячики. Давай найдем все цветочки. Поставь все машинки в гараж. Где у нас все ботинки?”

Избегайте неточного называния с целью “облегчить” задачу. Не называйте оранжевое красным, фиолетовое синим и т.п. Ребёнок усвоит и будет употреблять столько названий, сколько сможет. Используйте названия цветов во время игр, направленных на различение цветов, например, “цветное лото”: «Этот домик красный, положим его на красную полянку».

Затем взрослый просит ребёнка найти или показать ему ту или иную картинку или предмет. Для этого можно организовать разные игры.
Подбери таблички В разных домиках, коробочках — клетках или загонах из кубиков расставлены игрушечные животные. Ребёнок подбирает картинку с изображением животного, находящегося в клетке (домике из кубиков).
Рассади зверей по нужным клеткам Игра по смыслу обратная предыдущей. Картинки расставлены около клеток, домиков. Ребёнку необходимо правильно расставить игрушечных животных. Что (кого) нарисовал художник? Разложить предметы, игрушки, на картинки их изображающие. Взрослый обязательно должен назвать предмет, который кладёт ребёнок, если тот ещё не может сделать это сам. Начинайте с двух — трёх наименований, постепенно увеличивайте количество игрушек и картинок в игре.



Большое влияние на развитие слуха ребёнка оказывает и мелодическая музыка. Включайте различную музыку во время игр ребёнка, при подготовке к еде, ко сну. Если ребёнок слишком расшалился, спокойная музыка поможет его угомонить. Даже если вы не обладаете идеальным слухом, напевайте малышу колыбельные и другие песенки, подпевайте песням на магнитофоне.

Обязательно слушайте сказки вместе с ребёнком, чтобы он мог видеть вашу реакцию на то, что слышит, тогда он будет лучше понимать текст сказки.


Продолжайте учить ребёнка произносить облегчённые слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий. Нельзя научить говорить малыша, избегая упрощённых слов. Вместе с полным словом произносите облегчённое, которое уже по силам произнести ребёнку: «Вот собачка — ав-ав. Кукла спит — бай-бай. Будем кушать — ам-ам.» Ребёнок сейчас может научиться употреблять слова мама, папа, дядя, баба, деда, дай, на, иди, бах, Катя, ляля, нет. Для этого в подходящей ситуации используйте эти слова. Например, когда что-нибудь падает скажите: «Бах!»

Поэтому, показывая ребёнку какой-то предмет, называйте его. Озвучивайте то, что вы или малыш делаете с предметом. Например, ребёнок взял молоток. Скажите: «Это молоток. Он стучит — тук-тук». Пока малыш стучит, вы повторяете: «Вот так. Тук-тук.» Слова должны быть простыми, чтобы малыш смог их повторить. Когда малыш будет уже хорошо соотносить слово, предмет и действие, покажите ему картинку: «Что тут нарисовано? Это молоток. Как он стучит?.. Тук-тук».

- стихотворения для самых маленьких А. Барто, С. Маршака, М. Дружининой;
- сказки К. Чуковского;
- русские народные сказки для самых маленьких (“Репка”, “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”).
Первые слова Ребенок начал произносить первые “лепетные” слова (мама, папа, баба, бах, ту-ту). Поощряйте все попытки, радуйтесь, провоцируйте сами употребление ребенком этих слов: “Кто это? Баба? Ложка упала. Бах! Как поезд гудит?” Играя в картинки-звукоподражания, спрашивайте: “Кто это? Как собачка лает?”
Используйте приведённые ниже упражнения и игры для развития активной речи ребёнка
Развитие артикуляционного аппарата играет важную роль при овладении ребёнком речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда малыш сосёт, ест твёрдую пищу (например, яблочко). Для его тренировки можно использовать и игры:
Подуй на кашку Малыш дует на ложечку с кашкой во время еды, подражая вам. Предложите ему: «Кашка горячая, давай на неё подуем. Вот так». Сложите губы трубочкой и подуйте.
Ветерок Закрепите на палочку или кольцо полоски разноцветной бумаги или ленточки (шириной 0,5 — 1 см, длиной 15 — 20 см). Покажите малышу, как вы дуете — делаете «ветерок» и как от него шевелятся ленточки. Предложите малышу тоже «сделать ветерок». Ветерок может шевелить листики на веточке, снежинки (кусочки ваты на нитке).
Узнаём на картинке При рассматривании и чтении книжек просите малыша показывать указательным пальчиком все знакомые предметы на картинках, незнакомые показывайте сами по ходу чтения: “Где собачка? Покажи кошечку. А вот это пингвин”. Задавайте вопросы по картинкам: “Кто это? Что он делает? Сколько цветочков? Какой мячик? Какого цвета шляпа?” В случаях затруднения отвечайте сами.
Подскажи словечко При чтении знакомых стишков и сказок побуждайте ребенка договаривать слово или целую строчку, делая интонационную выжидательную паузу, например: «Уронили мишку … (на пол). Оторвали мишке… (лапу)» «Гуси — гуси!… (га-га-га). Есть хотите?… (да-да-да)». “Муха-муха, цокотуха, позолоченное… Муха по полю пошла, муха денежку…” Если ребёнок не может произнести слово, то после паузы досказываете слово вы.
Кто как здоровается Для активизации речи ребёнка играйте с ним в такую игру. Приготовьте игрушки или картинки с изображением домашних птиц (курочки, петушка, цыплёнка, гуся, утки). Познакомьте ребёнка с ним: показывайте игрушки по очереди и озвучивайте каждую 3 — 4 раза подряд (например, это Петушок он говорит «Ку-ка-ре-ку»). Потом уберите игрушки. Начните рассказывать историю: «Пришли мы на птичий двор (в гости к птичкам). Идём, а навстречу нам… (показать игрушку) петушок. Как он здоровается?» Ребёнок: «Ку-ка-ре-ку». «Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается?» Ребенок: «Га-га-га». Далее по очереди показывайте и называйте игрушки, а ребёнок пусть произносит соответствующие звукоподражания.
Весёлая зарядкаСтихотворный материал помогает активизировать речь ребёнка, особенно, если ребёнок не только слушает, но и двигается в такт словам. Чтобы было весело Вам и Вашему малышу, используйте весёлые стихотворения со словами-командами. Например: (исходное положение стоя, руки на поясе)
Рано утром на полянке. Так резвятся обезьянки: Правой ножкой топ, топ! Левой ножкой топ, топ! Руки вниз, руки вверх! Кто поднимет выше всех?
Если Ваш ребенок еще не может делать зарядку самостоятельно, посадите его на коленки и помогайте ему, двигая его ножками и ручками.
Развитие деятельности
Что может ребёнок Сейчас малыш уже знает назначение некоторых вещей, умеет действовать с ними и может применять известные ему действия на новых предметах (катит мячик, машинку, колёсико; копать лопаткой, палочкой, ложкой; стучать молоточком). Во многих игрушках, которые предназначены для детей этого возраста действия, которым ребёнок должен научиться, как бы заложены заранее (кольца пирамидки можно снимать и снова надевать на стержень). Знакомьте ребёнка с разными вещами, обращая внимание на то, что все предметы имеют своё назначение. Для игр используйте различные составные игрушки (матрёшки, бочонки, пирамидки), имеющие детали разного размера, цвета. Игры с ними развивают не только движения, но и внимание, память, речь ребенка.
Для чего нужен этот предмет? Учите ребенка действовать с предметами адекватно их назначению: есть ложкой, причёсываться расчёской, совочком копать, метлой подметать, молоточком стучать, машинку катать и т.д. Когда предмет впервые попадает ребёнку в руки, многократно называйте его и рассказывайте о его назначении: «Это молоток. Молотком забивают гвозди. Вот так: тук, тук. Где у тебя молоток? Как молоток стучит?» и т.д. Сразу объясняйте, где можно, а где нельзя использовать тот или иной предметом. Причём делайте это не путём увеличения количества запретов, в объясняя, что, например, совочек это не флажок, им не машут, а копают. Можно одушевить предмет и от его лица возмутиться, если его будут использовать не по назначению: «Я — расчёска, я не люблю в земле копаться! Я волосы расчёсываю».
Обязательно играйте с малышом в те игрушки, которые вы для него приобретаете. Ребёнок, предоставленный всегда только себе, даже, если у него будут самые красивые игрушки, не научится ни во что играть.
Коробки, ведёрки Поощряйте такие действия малыша, как опустошение и наполнение каких-либо ёмкостей. Дайте малышу ведёрко, коробку, пакетик с игрушками. Если он только вынимает игрушки, помогите ему сложить их обратно. Обратите внимание малыша на то, что если коробку заполнить, например шариками, и закрыть крышкой, ею можно греметь. В пакетике или ведёрке удобнее переносить предметы с места на место. Со временем ребёнок станет собирать предметы сам.
Рисование
Почему ребёнку нужно рисовать? Все дети в известном смысле являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она является одним из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Рисование не просто забава, но и труд, который требует упорства, умения сосредоточить внимание на том, что делаешь. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. В процессе изобразительной деятельности развивается восприятие, появляется высокая чувствительность к размеру, цвету, форме, составу и фактуре материала; совершенствуется зрительно-моторная координация. Занятия рисованием способствуют развитию всех психических процессов и функций, приучают ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Причиной появления рисования можно считать подражание взрослым. В семьях, где родители больше пишут или рисуют при ребёнке, у ребёнка быстрее появляется графическая активность. Очень важно, чтобы первый положительный опыт при рисовании ребёнок получил с карандашом и бумагой в руках, иначе будут страдать обои, книги и другие вещи в доме. Вначале у ребёнка нет стремления что-либо изобразить. Это так называемая стадия «мараний» — лишенных смысла штрихов, ребенок только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Если вы садитесь что-то писать или заполнять квитанции, дайте и малышу бумагу и карандаш. Вначале малыш даже не обязательно будет смотреть на то, что у него получается, его интересует сам процесс. Можно похвалить малыша и прокомментировать его действия: «Здорово у тебя получается рисовать (писать), ты как мама работаешь» — это придаст ребёнку уверенности в себе и задержит его внимание на процессе рисования.
Конструктивная деятельность
Конструктивная деятельность играет огромную роль в развитии ребёнка. Занятия с объёмными и плоскими конструкторами, мозаиками совершенствуют представления ребёнка о форме, цвете, величине предметов, способствуют развитию математических и пространственных представлений, внимания, зрительно-моторной координации, воображения, творческих способностей.
Сейчас конструирование носит сюжетный характер, тесно связано с игрой (нужно не просто сделать кроватку, но и положить в ней куколку). Чаще всего сюжет придумывает взрослый (кукла Маша пошла в лес и потерялась, давай ей сделаем дорожку из жёлтых кирпичиков), а ребёнок выполняет его просьбы. Приобщайте ребёнка к созданию простых конструкций (дом, башенка, ворота, мост, стул, кровать).
В процессе конструирования
- используйте конструкторы, содержащие различные геометрические фигуры (кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов и размеров) и игрушки, подходящие по размеру постройкам (машинки, куколки, зверюшки).
- во время строительства по-разному располагайте детали конструктора друг относительно друга;
- знакомьте ребёнка со свойствами и возможностями разных материалов;
- обращайте внимание ребёнка на форму, цвет, величину деталей;
Строительство башенок Башни можно строить не только из кубиков. Если у вас скопились пустые металлические банки, детских смесей или какие-нибудь коробочки, они вполне могут заменить ребёнку строительный материал. Такой бросовый материал часто вызывает интерес малыша ребёнка больше, чем дорогие конструкторы. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь подражает вам в совместной игре, поэтому, предоставив ребёнку материал, не оставляйте его одного.
Развитие навыков самообслуживания
Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития
- самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;
- мыть и вытирать руки полотенцем с помощью взрослого;
- пользоваться салфеткой с помощью взрослого;
- снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку с помощью взрослого;
- приводить в порядок одежду с помощью взрослого;
- убирать игрушки на место с помощью взрослого;
Если ребёнок не сопротивляется, то можно высаживать его на горшок после сна, еды. Пример может показывать игрушка или старший ребёнок. Если же малыш протестует, то не настаивайте и ни в коем случае не ругайте его, иначе у него может сформироваться негативное отношение к горшку.
Участие в домашних делах, выполнение маленьких дел и поручений способствует развитию у ребёнка самостоятельности и ответственности. Позвольте вашему малышу помогать вам в уборке квартиры, стирке, приготовлении пищи и мытье посуды. Ребёнку вполне по силам относить грязное бельё в стирку или споласкивать небьющиеся чашечки, стирать носочки или кукольную одежду или размешивать в миске муку с водой. Если вы будете терпимы к неизбежным промахам, щедры на похвалу ребёнку за его конкретные старания, то помимо развития определённых навыков у ребёнка будет формироваться сознание собственной значимости, что важно для развития полноценной личности.
Во время мытья дайте ребёнку губку, чтобы он мог, подражая вам мыть свои ручки, ножки, животик. Проделайте то же самое с полотенцем во время вытирания. Если малыш отказывается садиться в ванной, можно мыть его стоящим под «дождиком» из лейки или душа. Чтобы снизить неприятные ощущения ребёнка от мытья головы, можно использовать специальный козырёк. |
|
Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид. Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.
В течении дня обращайте внимание ребёнка на грязный нос, расстегнувшуюся пуговицу, расшнуровавшийся ботинок. Делайте это тактично. Тихо сообщите об этом малышу, подозвав его к себе. Помогите устранить неполадки. Хорошо, если к полутора годам ребёнок научится самостоятельно обращать внимание на всё это и вместе со взрослым справляться с этими проблемами.
Расстегни и застегни Научиться справляться с простейшими застёжками ребёнку помогут игры с предметами, которые можно расстёгивать и застёгивать. Дайте ребёнку кошелёчек, сумку или сшейте для его любимой игрушки костюмчик с застёжками (липучками или крупной молнией). Покажите малышу, как можно расстёгнуть, а потом застегнуть застёжки. Пусть он постепенно осваивает необходимые навыки.
Если у вас возникают проблемы с одеванием, попробуйте воспользоваться какой-нибудь игрой, отвлекающей малыша:
Перемены Посадите ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.
Песенка Держа малыша на руках, напевайте ему «одевальную» песенку, например: «Оденем мы сынишки тёплые штанишки (одеваем дочке тёплые чулочки), а на ножки, а на ножки тёплые сапожки…» Песенку может заменить любимый стишок ребёнка, потешка, сказка).
Выбиралочка Предлагайте малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку…
Путаница Говорите малышу, например, так: «Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?» Если вдруг малыш не заметит ошибку и не исправит вас, попросите исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.
Все эти игры помогают малышу спокойней переносить одевание, почувствовать свою самостоятельность.
УмывалочкаДля формирования положительного отношения к умыванию используйте весёлые стихи, потешки, например:
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Формирование культурно-гигиенических навыков
Формирование санитарной культуры ребенка начинается с самого раннего возраста. Гигиеническое воспитание заключается в первую очередь в обеспечении правильного гигиенического ухода за телом малыша.
Гигиенические мероприятия в течение дня проводятся многократно. Повышенный контакт с предметами окружающей среды требует большого внимания к чистоте кожи и одежды. Надо приучить ребенка к постоянному мытью рук не только перед едой, но и по мере их загрязнения. Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание) способствует очищению кожи, но не может заменить общую гигиеническую ванну. На втором году жизни ребенка можно купать через день или даже 2 раза в неделю. Однако ежевечернее купание пойдет только на пользу ребенку. При кожных высыпаниях экзематозного типа частые водные процедуры не показаны (могут вызвать обострение). Водные процедуры утренние и вечерние не исключают обливание ног, так как это не только гигиеническая, но и закаливающая процедура.
Для закрепления и развития гигиенических навыков нужно широко использовать подражательные способности. Дети, которые не видят, как умываются взрослые, трут себе ладошкой одни глаза и иногда нос. То же относится и к уходу за волосами. Их надо стричь таким образом, чтобы ребенок сам мог причесываться. Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко все эти действия за взрослым. Малышу до трехлетнего возраста, после того как он поелозил зубной щеткой во рту, необходимо помогать чистить зубы с пастой: сначала губную поверхность, а потом нёбную. Необходимо сочетать продольные движения мягкой щетки с поперечными. Таким образом удаляются все застрявшие между зубами частицы пищи, а зубная эмаль очищается от солей, образующих зубной камень. Зубы надо чистить вечером перед сном (после этого ребенку ничего не нужно давать в рот) и во время утреннего его туалета. Ребенка нужно научить споласкивать зубную щетку, обмывать стакан или чашечку и ставить щетку сушить.
Всё, что малыш в состоянии делать самостоятельно, он должен делать без вашей помощи.
Над индивидуальной программой развития для Вашего ребенка работал коллектив специалистов: педагог-психологИванова Анна, психологМирошников Сергей, логопед Юнтунен Ольга, педиатр-реабилитологПикалева Елена, психологиКравец Ольга, Петрусенко Ираида, Ястребова Лариса, специалист по движению Быковская Екатерина, художники Емельянова Светлана, Коськов Илья.
Рекомендуем пройти следующее обследование через 6 — 8 месяцев и затем пользоваться новой «Программой развития», которая будет подготовлена с учетом достижений Вашего ребенка и особенностей его развития в следующий возрастной период.
Поделиться в соц. сетях
How to Get Rid of Acne Scars