ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ !!!

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция детей

метод «Замещающий Онтогенез» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов)

в рамках интегративной программы «Комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка»

мозг Современные научные исследования и статистические данные показывают, что подавляющему большинству современных детей с самого раннего детства  необходима помощь специалистов – врачей, клинических психологов, психологов, логопедов. У них ярко проявлены различные нарушения -  сосудистые проблемы, снижение иммунитета, десинхроноз,  задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматика. На этом фоне распускаются махровым цветом проблемы поведения, обучения, общения.

С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга. К этому стоит приплюсовать  современную социокультурную ситуацию — состояние роддомов и школ, подмену живого общения компьютером, отсутствие игровой деятельности, а также экологию окружающей среды и психологического окружения. Специалисты, единогласно пришли к выводу о необходимости нового специфического коррекционного подхода, в основе которого лежат универсальные нейробиологические и социо-культурные механизмы развития.

Таким методом в последние годы стала нейропсихологическая коррекционная программа. «Замещающий онтогенез» Она представляет собой гармоничную и грамотную систему развития. Включает новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему всестороннему развитию личности, позволяет восполнить недостающие звенья в развитии.

Программа представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные трудности — общую моторную неловкость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, снижение работоспособности, внимания, памяти, двигательную заторможенность и расторможенность, эмоционально — волевые проблемы, трудности формирования пространственных представлений и т.п.

Первый этап коррекции – психомоторный (двигательный) .

 utrennaa_gimnastika

Все упражнения выполняются в определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза (развития). Предлагаемые движения при их правильном выполнении и с соблюдением последовательности развития ребёнка, становятся базой для активизации высших психических функций, простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности, включают такие психические функции как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. То есть создают базу для полноценного овладения чтением, письмом, математическими знаниями. Данный этап длится от 4-6 месяцев и является самым нагрузочным для родителей, поскольку  ребенка на занятия в центр нужно приводить один раз в неделю, но ДОМА… выполнять упражнения нужно ежедневно.

При этом  самостоятельно делать их ребенок (даже подросток) не должен.  Взрослому необходимо ответственно и правильно выполнять все указания нейропсихолога во время домашних занятий, поскольку только при точном соблюдении  инструкции возможно получить необходимые результаты. При внешней простоте действий, за ними стоит серьезная работа с мозговыми структурами ребенка. Это нужно понимать и относиться к данной информации соответствующим образом. Психомоторная коррекция «Замещающий Онтогенез» — это не развивающие занятия и не физкультура, которые сами по себе весьма полезны, но не представляют собой  целенаправленную коррекцию индивидуальных особенностей включения психических функций.

Второй этап программы – когнитивная коррекция

Он также содержит большое число телесно-ориентированных методов. Начинается работа с детьми на сферу восприятия, на мышление, которая будет развивать правое полушарие и лобные доли мозга. Далее расширяем детям объём зрительного восприятия, убираем проявления зеркальности. Развиваем слуховое восприятие, различные виды памяти, произвольное внимание, номинативную функцию речи, повышаем словарный запас. Формируем наглядно-образное и словестно-логическое мышление. Этой части коррекционной программы  отводится 3 месяца, но обычно родители простят продлить занятия.

Действительно, развитию когнитивной сферы можно и должно уделять гораздо больше времени и профессионализма. Это особенно актуально в настоящее время, когда к сожалению, повально наблюдается снижение  уровня обучения в школах, низкий образовательный статус педагогов. Мы встречаемся с такой удручающей картиной  постоянно и стараемся кроме возложенных на нас коррекционных задач восполнить на занятиях  недостаток того, что у интеллигентного человека обозначается емким и значимым словосочетанием   » широкий кругозор».

Третий этап программы — психологические детские тренинги

 Joyful friends

В работу постепенно включаются занятия на расширение адаптационных возможностей, на развитие коммуникативных навыков и на формирование положительной оценки себя и своих способностей. Дети учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других людей. На занятиях формируются важные жизненные навыки, такие, как умение выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников, умение строить здоровые дружеские отношения, преодолевать стрессы и общаться с взрослыми.

Наш многолетний опыт работы с детьми показал, какими одинокими чувствуют себя современные дети, особенно школьники средних и старших классов, как много тревог, обид и   «непонятости» они несут в своих горячих сердцах. Они не знают, что делать с этим «грузом», а он  между тем продолжает накапливаться, наслаивая одну проблему на другую. Мы учим ребят вести диалог со своим внутренним миром, бережно и деликатно относиться в внутреннему миру другого человека.

Коррекционная программа рассчитана на 8 — 9 мес. (1 раз в неделю – 2 занятия) при ежедневном выполнении упражнений дома с родителем.

Все этапы программы описаны ниже в более подробном варианте. Просьба родителей, чьи дети занимаются в нашем центре, ознакомиться с выложенными материалами и вникнуть в их суть. Ведь только с Вашей помощью — вниманием, ответственностью, последовательностью и терпением мы сможем совместно помочь Вашим детям.

По окончании нейропсихологической коррекции предлагается повторная нейропсихологическая диагностика для сравнения результатов. В программе использованы упражнения «Комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте» — А.В. Семенович , Б.А.Архипова, авторские разработки Е.С. Лебедевой – организатора и руководителя Нейропсихологического центра Адаптации и Саморегуляции, авторские методики М.А. Сандомирского, совместные методики по новому современному направлению -  Нейропсихотерапии Лебедевой Е.С. и Сандомирского М.Е.

Что  важно  знать родителям перед началом занятий по нейропсихологической коррекции?

Сейчас всё реже и реже можно встретить детей, у которых в младенчестве двигательное развитие проходит в правильной последовательности.

В норме оно должно быть таким.

1. Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.  

2. Ребёнок лежит на спине.

3. Поворачивается на один бок, на другой, на живот.

4. Ползает по-пластунски.

5. Поднимает руки, упирается. 6. Поднимает голову и охватывает пространство. 7. Садится. 8. Ползает на четвереньках. 9. Встаёт, сначала с помощью рук, потом без. 10. Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов. Кроме того, позволяют ребёнку без искажений воспринимать пространственную сферу. Ребёнок осваивает пространство, сначала пространство собственного тела – ползает, двигается. И не только «право-лево, верх-низ», а пространство, как ту среду, которая его окружает. Лёжа на спине, ребёнок видит потолок. Глазами может оценивать горизонталь. Лежит на животе и, поднимая (опуская) взгляд вверх — вниз способен оценивать вертикаль. При этом голова теперь совершает движения изолированно от тела, а не вместе с ним.

Когда ребенок садится, руки у него теперь свободны, и он начинает манипулировать предметами. И далее прорыв в освоении пространства — перевороты вокруг своей оси через постепенное вставание на четвереньки к долгожданному перемещению.

Ползание, помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений) также способствует улучшению межполушарного взаимодействия — ведь оно требует согласованного движения перекрестных рук и ног (правая рука — левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. Это способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Также совершенствуется зрительное восприятие - у ребёнка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, и он начинает сводить их вместе. Если же пропустить этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела). Таким образом последовательно формируются представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, и их соотношений между собой. А значит также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций — пространственно-временных, причинно-следственных.

Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Так что благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка. Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме (ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении). У него будет грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дизлексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.

Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено, что, мы и наблюдаем, к сожалению, у большинства наших детей. Начинается это искажение на самом раннем этапе, этапе рождения. А у некоторых детей и внутриутробно. Целые схемы, которые должны были запуститься, не запускаются. Ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Потом через очень короткое время встал. Мало поползал и по-пластунски, и на четвереньках. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует. Родители радуются, как он всё быстро делает. А у ребёнка при этом имеется тоническое напряжение – гипер- или гипотонус, он ходит на мысочках. Ребёнок всё время стремится сбросить это напряжение, но оно сохраняется у него до 8, 9 и даже до 12 лет. А в некоторых случаях и до более позднего возраста.

Такой ребёнок очень травматичен. При копировании специально разработанных геометрических фигур, ребёнок также странным образом всё искажает. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Например, он может переворачивать рисунок на 90 градусов. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность так называемая хаотичность восприятия. Ребенком может игнорироваться левая сторона поля, часты структурно-топологические ошибки. И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его «видит», то он такой мир искажает. Поэтому у такого ребёнка могут быть, например, дисграфии — в 6 -7 лет он пишет → «б», «д», «р» – не в ту сторону. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно предполагать какие проблемы его ждут дальше.

И если на это не обращать внимания, возникает целый ряд феноменов. Искажается двигательная сфера — искажается и речевое развитие (речь очень тесно связана с движением — наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом). Поэтому логопеды очень много работают с пальчиковой гимнастикой так как через движение идёт воздействие и на речевые зоны. Если двигательное развитие искажено, ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложные слова, фразовой речи у него нет. Может быть дизартрия (ребёнок не произносит и половины звуков, говорит непонятно, невнятно — «каша во рту»), что уже нехарактерно для его биологического возраста. Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое.

Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. А если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения со сверстниками, с родителями. Если ребёнок слабый, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и ребёнок может стать капризным, и плаксивым. Проблемы будут нарастать, и уже к 9 – 10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

В своей работе мы начинаем с базовых упражнений, заново выстраивая двигательное развитие ребёнка. На занятиях мы проживаем с ребёнком все те этапы, которые он не прошёл в своём развитии. Занятия состоят из нескольких больших блоков.

 

www.neuro-psychol.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Нравится

Еще статьи по этой теме:

Оставить комментарий


девять × 3 =

How To Get Rid Of Stretch Marks
How to Get Rid of Acne Scars