DSC_0148-001

Метод Томатис

Томатис– один из методов сенсорной интеграции – направления, которое сегодня занимает лидирующие позиции в коррекционной работе с особыми детьми во всем мире.

Метод разработал французский отоларинголог Альфред Томатис в 50-х годах XX века. Специалисты по этому методу работают сегодня в более чем 40 странах мира. Метод применяется для коррекции речевых, эмоционально-волевых трудностей, нарушений внимания, эмоциональных расстройств у взрослых, а также для улучшения способности изучать иностранные языки.

Как это работает

Метод Томатиса – это метод звуковой стимуляции слухового и вестибулярного анализатора.

Звук трансформируется при помощи аппарата «электронное ухо» в звуковой сигнал, который проходит через два вида слуховой проводимости – костную проводимость посредством специальных наушников и через воздушную проводимость. Скорость поступления звука для этих двух видов проводимости регулируется специальной программой, что и является одним из центральных механизмов терапевтического воздействия. Звуки, обработанные аппаратом «Электронное ухо», вызывают поочередное напряжение и расслабление мышц среднего уха. Это делает возможным неожиданные переходы с низких частот, которые не требуют особых усилий, от слухового анализатора к высоким частотам, которые требуют усилий слуховой системы для адаптации к ним. Это своего рода гимнастика для микроскопических мышц среднего уха. Благодаря повторяющейся активности и постепенно увеличивающейся мобилизации слухового анализатора улучшается передача звуков в мозг.

На разных стадиях в качестве звуковых сигналов используются классическая музыка, материнский голос, голос педагога и голос самого ребенка.

Мишенью воздействия является ухо как орган слуха и как орган вестибулярного аппарата.

Как это помогает
Метод Томатиса эффективно воздействует на взаимосвязанные системы – речевую и вестибулярную и, как результат, качественно меняет коммуникацию.

Мы хотим особо отметить, что трудности, связанные с функционированием нервной системы, редко носят изолированный характер, чаще всего – системный. Так, у ребенка сенсомоторные проблемы сочетаются с речевыми и вызывают вторичную задержку формирования коммуникации. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания также имеют трудности как речевого, так и сенсомоторного развития.

Недостаточная способность интегрировать звуковые сообщения не является нарушением слуха, а представляет собой нарушение слухового анализатора. Ребенок может слышать хорошо, но слушать плохо. Стимуляция слухового анализатора существенно повышает слуховое внимание, скорость обработки звукового сигнала, фонематический слух и, как результат, качество речи ребенка.

Вестибулярная система взаимодействует почти со всеми зонами мозга. И если у взрослого человека проблемы с вестибуляцией связаны, в первую очередь, с потерей равновесия и головокружением, то у детей сбои в работе вестибулярной системы, которые произошли внутриутробно, приводят к различным нарушениям, которые на первый взгляд не связаны с вестибулярным аппаратом, например, проблемы в освоении речи, проблемы с обучением чтению, задержка в развитии моторных навыков, снижение психоэмоционального тонуса.

В нервные цепи, связывающие ухо и мозг, включены специфические «зеркальные нейроны», которые играют важную роль в социальном познании – они отвечают за способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Благодаря воздействию на зеркальные нейроны Томатис-терапия позволяет улучшить способность к коммуникации.

Как это происходит
Ребенок на занятиях слушает музыку в специальных наушниках. Во время занятий он может рисовать, лепить, играть, в том числе и в подвижные игры. Не разрешается принимать пищу, читать, смотреть видео, играть на компьютере, телефоне, приставке.

Метод Томатиса является курсовым, то есть периоды стимуляции чередуются с периодами отдыха, когда мозг ассимилирует полученные стимулы. Существует стандартная схема проведения курса, которая предполагает прохождения от трех до пяти курсов с различными перерывами. Такая схема подходит для детей с небольшими трудностями.

Если у ребенка более серьезные нарушения, то курс удлиняется. Это связано с тем, что серьезные задержки развития нервной системы требуют и более длительного и медленного продвижения в коррекционной работе. Такому ребенку слишком быстрое продвижение в программе может либо не принести эффекта, либо навредить.

В зависимости от расстройства и его степени специалист составляет программу, которая наиболее оптимально стимулирует слуховой и вестибулярный анализаторы ребенка.

Результаты, которые можно ожидать от Томатис-терапии:
Улучшение фонематического восприятия и, как результат, улучшение произносительной стороны речи, запуск речи у неговорящего ребенка, прогресс в освоении навыков чтения и письма, появление подражания и улучшения контакта у детей с тяжелыми эмоционально-волевыми проблемами, улучшение концентрации и увеличение объема внимания у детей с синдромом СДВГ, развитие целенаправленного поведения у ребенка с поведенческими трудностями.

Эффект Томатиса – повторение идеального человеческого уха. Нужно ухо научить слушать (анализировать), если оно не научилось это делать самостоятельно. Процесс обучения происходит у ребенка самостоятельно. В утробе ребенок слышит только высокие частоты, человек рождается, и ухо заново учится слушать. У ребенка ухо очень пластично (до 10-12 лет), далее эта способность постепенно теряется (так, в японском языке нет звуков «л» и «р» и со временем у носителей японского теряется способность воспринимать, различать эти звуки).

Таким образом, эффект Томатиса – слуховой тренинг, при помощи прибора слушаются звуки, проходит «зарядка» для мышц уха и коры головного мозга.

Очень громкие звуки сильнее напрягают мышцы уха, барабанная перепонка начинает подстраиваться, регулироваться – ухо защищается от громких звуков. Так наушники поднимают уровень звука, ухо устает и расслабляет барабанную перепонку, тогда приходится опять прибавлять, усиливать звук, и снова происходит тот же процесс. Следовательно, появляется ощущение что, чем громче звук, тем хуже слышим, поэтому сами наушники и снижают диапазон слушания (они усиливают в основном низкие частоты, то есть они заряжают тело, и мы устаем). Получается замкнутый круг, ведь МОЗГ ТРЕБУЕТ ВЫСОКИХ ЧАСТОТ.

Для детей является проблемой умение выслушивать высокие частоты. Хотя уже в утробе матери дети слышат высокие частоты, но через костный путь и околоплодную жидкость. Но после рождения дети начинают слушание, наоборот, с низких частот и каждый год жизни диапазон увеличивается. Томатис так же уделял огромное значение слуховой дифференциации.

П.П. – правое полушарие, Л.П. – левое полушарие ,

П.У. – правое ухо, Л.У. – левое ухо

Сначала ребенок начинает слушать левым ухом (происходит развитие правого полушария: ритмы, эмоции и др.). А контроль над речью должно осуществлять левое полушарие, но оно онтогенетически образовалось позднее и в целом его формирование происходит позднее, а у детей с патологией (в том числе и с речевой) контроль над речью нарушен – работает только левое ухо, осуществляется только левосторонний контроль.

П.П. – правое полушарие, Л.П. – левое полушарие,

П.У. – правое ухо, Л.У. – левое ухо

Так, для заикающихся билингвов (говорящих на двух языках) частотно присутствие заикания в одном языке и его отсутствие – в другом (например, ребенок может заикаться во французском языке – короткий звуковой диапазон и не заикаться в русском – широкий диапазон). Когда правое ухо хорошо слышит, воспринимает и анализирует, тогда информация сразу идет в левое полушарие.

 

П.П. – правое полушарие, Л.П. – левое полушарие ,

П.У. – правое ухо, Л.У. – левое ухо.

Метод Томатиса обучает совмещать эти функции:

  • П.У. (правое ухо) – контроль речи,
  • Л.У. (левое ухо) – эмоции, импатии.

Хороший специалист даже по мимике может определить: какому уху «говорит» человек. Контроль должен быть справа, т.е. человек должен воспринимать информацию правым ухом. Сначала – костная перцепция, а потом – воздушная, слуховая.

У детей с аутизмом, с СДВГ и другими проблемами ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛУХ: малейший звук ребенка раздражает, я сам он при этом может очень громко кричать. Этот эффект связан с костной передачей информации. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать.

Альфред Томатис уделял большое внимание среднему уху, микро-гимнастике мышц среднего уха (это своеобразный мышечный тренинг – «фитнес» мышц среднего уха). От напряжения мышц в финале будет зависеть работа мозга. При этом происходит стимуляция глубинной чувствительности. Детям с сенсорными нарушениями трудно слушать, так как ему нужно оторваться от собственного тела. У такого отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. После прохождения занятий по методу Томатиса ребенок избавляется от дисфункции, выравнивает свое слуховое внимание после 2-3 месяцев после терапии.

В Европе и Канаде метод Томатиса прошел множество испытаний. Исследование особенно указывают на эффективность при устранении трудностей обучения и решении поведенческих проблем. В Канаде существует центры, работающие по данному методу. При анализе занятий мистер Стутт заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие «слуховую терапию», продемонстрировали существенное увеличение I.Q. (коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства. Другой исследователь, Тим Гилмор, провел более глубокий анализ и обобщил полученные данные центра Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовала 400 детей и подростков, подтвердил заключения сделанные Стуттом. Все они показали хорошие результаты во время теста на школьную успеваемость и тестирования у психолога. В этом испытании 95 % родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:

  • Повышение уровня коммуникабельности — 89%
  • Увеличение концентрации внимания — 86%
  • Уменьшение уровня расстройств — 80%
  • Понимание чтения — 85%
  • Качество речи — 74%
  • Память — 73%
  • Запись по буквам — 69%
  • Зрелость — 84%

На протяжении шести последующих месяцев 83 % детей сохранили и даже развили, увеличили свои достижения. Остальные 14 % детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3 % утратили приобретенные навыки. Программа проводится на наиболее соответствующей принципам Томатиса аппаратуре швейцарской фирмы Proteac. Эта аппаратура, на которой и работал Алфред Томатис, так называемые, аналоговые приборы. При проведении программы используется оборудование:

  • Профессиональный проигрыватель Fostex CR500 (США),
  • Аудиометр, произведенный для диагностики по методу Томатис Interaucustics AD229b for Tomatis (Дания).

Процедура проведения метода:

I этап: 10 дней по 2 часа терапии.
1-й день  консультация и терапия
10 день  консультация и терапия

1-1,5 мес. — перерыв

II этап: 10 с половиной дней по 2 часа.
1-й день – консультация и терапия
8-й день – консультация и терапия.

1-1,5 мес. — перерыв

III этап 10 дней по 2 часа терапии:
1-й день, консультация и терапия
10-й день, консультация и терапия

Далее 1 раз в год по 10 дней (20 часов).

Минимальный курс может быть 45 часов, т.е. I и II этапы.
У детей с аутизмом после проведения обязательных этапов, предлагается 1 раз в полгода проходить поддерживающий курс (около 8 дней).
В первый день терапии по методу Томатиса проводят тесты:
1 тест: Эфирный (воздушный) анализ.
2 тест: Костная проводимость.
3 тест: Звуковой тест.
4 тест: Слуховая латерализация.

Во время терапии разрешается рисовать и заниматься другой ИЗО деятельностью, играть в настольные игры и организовывать подобные занятия, нежелательно: читать, писать, запрещается использовать электронные устройства (телефоны, магнитофоны, компьютеры, PSP и т.п.).

ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Яндекс.Метрика