береславский

Методика Береславского

Методика Береславского – это система занятий, которые помогают развитию детей в раннем возрасте, причем развитие происходит с акцентом на логические и умственные способности ребенка. По методике Береславского могут заниматься дети, начиная с полутора-двух лет.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРИЕМУЩЕСТВА МЕТОДИКИ:

Методика Береславского базируется на глубоких знаниях нейропсихологии. С помощью них определяется, на каком этапе и какие способности нужно развивать у ребенка.

Отличительная особенность методики Береславского — подбор заданий для каждого месяца жизни малышей, сопоставление возраста ребенка и логических операций.

Упустив, наиболее адаптивный период, нельзя уже развить эти способности в полной мере, а иногда и в самой малой степени. Это нанесет существенный урон успеваемости в школе. Например, по методике Береславского в 3 года важны задачи на внимание, в 3,5 года стоит предложить ребенку задания на классификацию, а в 4 — не упорядоченность любых действий. В ходе занятий деток учат делать нестереотипные выводы.

Сам Леонид Береславский так описывает базовые принципы обучения по своей методике:

  1. Нельзя лишать ребенка детства, с раннего возраста нагружая его непосильными задачами. Это значит, что любое обучение должно проходить в форме игры – легкой, увлекательной, веселой.
  2. Даже оставаясь игрой, обучение должно быть систематизированным. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок повторял пройденный материал для закрепления.
  3. Родитель, выполняя роль учителя, должен подходить к педагогическому процессу творчески, постоянно мотивируя ребенка на продолжение занятий.
  4. Учебный процесс должен регулярно прерываться на физическую активность, например, подвижные игры.
  5. Наконец, нужно помнить, что обучение должно давать ребенку не только знания, но и развивать в нем самостоятельность.

Программа обучения по методике Береславского обычно продолжается в течение трех-четырех лет. В арсенале учителя свыше 5000 авторских игр и упражнений, многоразовые методические карточки, диагностические карты, с помощью которого контролируется процесс обучения, целая «коллекция» развивающих игр.

ПОКАЗАНИЯ:

  • повышенная утомляемость, низкая работоспособность;
  • нарушения памяти и мышления;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • дисграфия, дислекия, алалия;
  • невротические и психосоматические расстройства;
  • стрессовые расстройства;
  • школьная дезаптация;
  • расстройства аутистического спектра;
  • задержки психического развития;
  • Синдром Дауна

ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ:

Развитие познавательных способностей ребенка, памяти, внимания, мышления, логики на основе на нейропсихологической концепции.

ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ:

— Повысить интерес к процессу обучения, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем.

— Активно развить мелкую моторику, внимание, память логическое, геометрическое и творческое мышление в соответствии с возрастом ребенка.

— Сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в средней и высшей школах.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КУРС: 2 раза в неделю по 45 минут.  Количество занятий назначается в зависимости от запроса. От 16 занятий.

ИСТОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИКИ:

Леонид Яковлевич Береславский – доктор философии, профессор, изобретатель и физик, член Международной ассоциации педагогов при ООН и автор 28 книг по дошкольному образованию.

На создание собственной методики Леонида Яковлевича подвигло рождение второго сына.

К изучению вопроса раннего развития детей он, как и любому другому занятию в своей жизни, подошел основательно. Изучение опыта семей, которые воспитали интеллектуальных гениев, достижения в области нейропсихологии – все это натолкнуло на мысль о том, что у каждого ребенка есть «окна обучения» или «возрастные этажи», которые открываются на некоторое время. То, что ребенку легко дается в возрасте 2-3 лет, может вызвать большие трудности в более старшем возрасте.

Именно тогда появилась и теория о том, что для развития ребенка очень важны первые годы жизни. Ученые открыли, что младенец способен обрабатывать огромные объемы информации, и абсолютно все дети обладают уникальными способностями. Потеря этих способностей, чаще всего, обусловлена тем, что они не были вовремя востребованы. На сегодняшний день этой точки зрения придерживаются все современные психологические школы Японии, Франции, России и других стран.

Конец восьмидесятых ознаменовался на Западе появлением инновационных методик обучения детей с ранних лет: с детьми начинали заниматься, когда они толком еще ходить и говорить не умели. Тем более, перед глазами был опыт успешных родителей: американского папы Джонсона, воспитавшего пятерых талантливых математиков, и венгерской пары Полгар, вырастившей трех чемпионок по шахматам.

Постепенно и родилась методика Береславского, которая, можно сказать, была опробована на подрастающем сыне, причем вполне успешно.

В 1992 году была открыта школа интеллектуального развития «Открытие».

Дошкольное образование по методике Береславского с каждым годом привлекает все больше родителей.

СУТЬ МЕТОДИКИ:

В методике заложена постоянны тренировка психический функций, умений:

— творческие умения;

— пространственное представление;

— память;

— внимание.

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него – новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию.

Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь.

Недостроенный нижний этаж – плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться.

РАБОТА В РАМКАХ МЕТОДИКИ

Передача любых знаний маленьким детям невозможна без эмоционального контакта с учителем. Поэтому важна ситуация успеха, которая культивируется на занятиях Береславского. «Какой вы молодец, что пришел на занятие!» — такой фразой педагог встречает ребенка.

К каждому ребенку здесь свой подход. Одному достаточно сказать: «Молодец!», другого необходимо погладить по головке, а третьему надо с улыбкой посмотреть в глаза.

Задача педагога — увидеть психофизиологические особенности каждого ребенка. У одного ученика логические операции от рождения хорошо поставлены. Возможно, ему нужно больше заниматься предметами эстетического цикла. Другому надо предложить специальную методику развития логики, скорректировать некоторую однобокость его развития.

Мальчишки и девчонки одного возраста по-разному воспринимают урок даже при равном уровне интеллекта: это происходит в силу изначальной асимметрии полушарий мозга. Те малыши, у кого больше развито правое полушарие, более эмоциональны. Левополушарные дети мыслят конкретнее, логически.

С другой стороны, у ребенка в 5-6 лет преобладает активное правое полушарие, и когда мы начинаем развивать левое, чтобы малыш быстрее и легче учился, то порой недогружаем правое. В этом случае возможны стрессы и неврозы. Поэтому нужно раньше развивать детей не однобоко, а гармонично. Музыка, рисование, творчество, фантазирование непременная часть занятий.

МЕТОД РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ:

Если зайти во время занятия в кабинет, то можно увидеть, как за партой сидитребенок и … играет! Правда, играет по четко заданному плану и за выполнением игровых заданий следит педагог. Педагог – это еще и друг, и одновременно актер, который ребенка и рассмешит, и сделает игру интересной.

Кроме этого, ребенок получает домашнее задание. Задания, вроде бы и обычные — например, сгруппировать предметы по различным признакам, «связать» родственные предметы линиями, а вместе с тем они оставляют широкое поле для фантазии: можно придумать и свою классификацию предметов, и составить целый рассказ. Не домашнее задание, а игра, одним словом.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

— хорошая память, в т.ч смысловая,

— развитое воображение,

— развито пространственное мышление,

— развито умение «действовать в уме»,

— развито ассоциативное и логическое мышление,

— имеется способность к нестандартному решению проблемных ситуаций,

— выражено стремление к интеллектуальной деятельности.

Воспитывая такие качества, как самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение анализировать, находить нестандартные решения, логически и абстрактно мыслить

Что необходимо знать ребенку в возрасте от 1 до 3 лет

Ребенок 1 -3 лет должен знать:

  • считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке,
  • владеть понятиями: один-много, большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, одинаковые-разные и т.д.,
  • знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный),
    • знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник),
    • сравнивать предметы по величине, цвету, форме,
    • сравнивать количество предметов,
    • подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Ребенок в три года должен:

  • знать названия окружающих предметов: мебели, посуды, игрушек, одежды и т.д.,
    • называть по одному признаку каждого предмета,
    • знать названия основных действий (бегать, прыгать и т.д.),
    • повторять за взрослым стишки и песенки.

Внимание

  • не отвлекаясь, в течение 3-4 минут выполнять задание,
  • находить парные предметы,
  • из группы предметов выбирать нужный,
  • обращать внимание на свойства и признаки предметов,
  • находить сходства и различия между предметами.

Память

  • запоминать 2-3 картинки,
  • запоминать 3-4 слова, сказанные взрослым несколько раз,
  • запоминать и повторять движения, показанные взрослым 1-2 раза,
  • запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

Мышление

  • складывать разрезанную картинку из 2-4 частей,
  • находить и объяснять несоответствия на рисунках,
  • находить лишний предмет и обосновывать свой выбор,
  • находить сходства и различия между предметами.

Моторика

  • уметь разрезать ножницами бумагу,
  • лепить «колбаски» и шарики из пластилина,
  • рисовать кружочки, точки, линии,
  • повторять движения пальчиковой гимнастики.
  • Окружающий мир
    • знать названия и иметь представление о домашних (корова, лошадь, свинья, кошка, собака и т.д.) и диких (медведь, волк, заяц, лиса и т.д.) животных,
  • знать названия трех-четырех птиц (например, воробей, сорока, ворона), трех-четырех рыб (например, щука, сом, карась) и трех-четырех насекомых (например, муха, комар, пчела),
    • знать названия основных растений: трех-четырех деревьев (например, береза, клен, дуб) и трех-четырех цветов (например, ромашка, роза, колокольчик),
  • иметь представления об овощах, фруктах, ягодах, грибах,
    • иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы,
  • знать части суток — утро, день, вечер, ночь,
  • уметь называть явления природы — дождь, снег, ветер, радуга.

Физкультура

  • уметь прыгать на двух ногах,
  • бросать и ловить мяч,
  • держать равновесие, проходя по доске, положенной на пол,
  • знать основные правила личной гигиены.

Музыка

  • ритмично двигаться под музыку,
  • копировать звуки,
  • управлять силой голоса, говорить громко — тихо,
  • иметь представление о разнообразии звуков окружающего мира (пение птиц, звуки животных, насекомых, шум воды, шум транспорта, звуки, издаваемые бытовыми электрическими приборами и т.д.).

Вот что должен знать ребенок в  возрасте от 4-6 лет:

Дату своего рождения; профессии родителей, где работают; названия распространенных профессий, видов спорта; известные праздники; что делать в некоторых опасных ситуациях (запах газа в квартире); уметь вдеть нитку в иглу; уметь пришить пуговицу; уметь вымыть посуду; правильно вести себя за столом, в гостях; различать понятия «право-лево»; уметь рассказать о любимых занятиях; решать логические задачки, головоломки, ребусы; находить в группе предметов лишний и добавлять недостающий: объяснять схожесть или различия предметов; рассказывать события в хронологической последовательности; уметь сравнивать предметы; уметь почистить овощи (картофель, морковь); уметь делать несложную уборку (подмести и вымыть пол, убрать мусор); ухаживать за растениями; сохранять равновесие; попадать мячом в корзину; преодолевать несложные препятствия.

Находить на двух похожих картинках 10-15 различий; копировать простые узоры; описывать предметы, картинки по памяти; запоминать и повторять предложения из пяти-шести слов; воспроизвести изображение несложных графических предметов; находить в числовом ряду недостающие цифры; составлять рассказ по нескольким связанным картинкам; не отвлекаясь, выполнять задания в течение 20 минут; самостоятельно выполнять задания по образцу.

Временные представления

Чередование частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Последовательность: вчера, сегодня, завтра.

Смена времен года: весна, лето, осень, зима.

Последовательность дней недели: от понедельника до воскресенья. Математические представления Количественный и порядковый счет в пределах 10 (от любого числа). Знание цифр от 0 до 9. Уравнивание неравных групп предметов (сколько нужно прибавить, отнять, чтобы было поровну).

Знание геометрических форм: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Группировка предметов по форме.

Умение составлять и решать задачи в пределах 10 (на наглядной основе на сложение и вычитание). Представления величины и пространства Умение измерять, сравнивать длину, ширину, высоту предмета с помощью условной мерки. Делить круг, квадрат на 2,4 равные части. Раскладывать предметы в возрастающей или убывающей последовательности (матрешки, детали пирамидки). Разбираться в понятиях: большой, меньше, еще меньше (и в обратном порядке), широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий. Ориентироваться в пространстве: вперед, назад, вправо, влево, близко, далеко, низко, высоко,между,за, перед, в,над,под, на.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Что необходимо знать ребенку в возрасте 6-7 лет

Интеллектуальное развитие В этой области ребенок должен уметь

  • решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
  • находить лишний предмет в группе;
  • добавлять в группу недостающие предметы;
  • рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
  • группировать предметы по признаку и называть его;
  • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом): раскладывать картинки в правильной последовательности. Слух, зрение, внимание, память, речь Здесь дошкольнику нужно уметь:
  • находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
  • точно копировать простой узор;
  • описывать по памяти картинку;
  • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
  • писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
  • прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
  • пересказать услышанный рассказ;
  • составлять рассказ по картинке Основы математики перед поступлением в первый класс необходимо:
  • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
  • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
  • знать понятия «больше-меньше-поровну»;
  • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
  • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
  • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части. Чтение Важно, чтобы ребенок:
  • отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
  • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
  • подбирал слова на заданную букву;
  • делил слово на слоги;
  • читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное. Навыки письма успешного начала учебы в школе требуется:
  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующ} ] половину симметричного рисунка;
  • копировать с образца геометрические фигуры;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;
  • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры

Пройдя обучение по методике «Береславского», дети отличаются:

  • устойчивостью внимания;
  • развитой памятью, в т.ч. смысловой;
  • умением «действовать в уме»;
  • стремлением к интеллектуальной деятельности;
  • независимостью суждений.

ОТЗЫВЫ

Элона Д.

Мой ребенок (Паша, 4 года) ходил на занятие по методике Береславского. Проходили курс 16 занятий. За время прохождения он стал различать цвета, группировать овощи, фрукты, животных — диких и домашних. Научился собирать пирамидку, увеличился словарный запас. Нам давали разные домашние задания, которые мы с удовольствием выполняли дома!

Ирина В.

Проходили реабилитацию и одним из курсов была назначена методика Береславского. Алиса (3 года, аутизм) за 10 занятий стала различать фигуры, могла назвать предметы гигиены и показать, что с ними нужно делать. Стала держать ложку и самостоятельно кушать. Мы очень довольны, я вижу у Алисы сдвиг в лучшую сторону в интеллектуальном плане.

 

Добавить комментарий

ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Яндекс.Метрика