Дислексия трудности чтения

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленное несформированностью или расстройством психологических функций, обеспечивающих процесс чтения.

Дислексия не относится к нарушениям, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения — все эти причины вызывают совсем другие заболевания. В основе же дислексии лежат нейробиологические причины: у ребенка определенные зоны мозга функционально менее активны, чем это положено по норме.

Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

Процесс чтения включает в себя следующие операции:
— восприятие графического образа слова (КОТ)
— перевод графической формы в звуковую ([к]-[о]-[т])
— понимание прочитанного (соотнесение с образом пушистого мурлыкающего зверька)

И, если происходит «сбой» при выполнений одной из операций, или при передаче информации из одной зоны мозга в другую для последующей обработки, то процесс чтения нарушается.

В основе дислексии могут лежать различные причины: недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный), патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.

Кроме того, в основе формирования дислексии могут лежать социально-психологические причины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. д.

Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими, у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки «учебного чтения», необходимые в процессе обучения.

Дети не «перерастают» дислексию!

Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте.

Без своевременного и адекватного вмешательства течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер.

Коррекция дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса, а также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного.

ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ