Программа индивидуального развития ребенка от 2 мес. до 14 лет

Экспертная система «Программа индивидуального развития» дает возможность:
— заметить проблемы в развитии ребенка задолго ДО ТОГО, как они станут явными,
— ребенку пройти полноценное психологическое обследование в естественных условиях,
— а его родителям — узнать, чем СЕЙЧАС нужно заниматься с ребенком,
— получить от специалистов рекомендации по развитию ребенка с помощью игр и упражнений.

Обследование проводят сами родители, наблюдают за своим ребенком, записывая результаты наблюдений в выдаваемый опросник.

clip_image0021Цель
Если Ваш ребенок успешно развивается — эта система поможет Вам подобрать игрушки, игры и занятия, которые будут его развивать, на ближайшие 6 месяцев с любой даты.
Если у Вашего ребенка возникнет опасность отклонений в развитии — эта система вовремя порекомендует обратиться к нужному специалисту.

Результат
Комплекс игр и упражнений, специально подобранных исходя из особенностей психологического развития ребенка

Возраст 2 месяца — 14 лет

Этот возраст соответствует полностью разработанному разделу экспертной системы, Вам будет выдана на руки полная «Программа развития» с включенными в нее выводами, а также с полным комплексом игр и занятий. Программа составляется с участием специалистов — психологов, педагогов, врачей.

Психологические исследования дают достоверные результаты только, когда проводятся в комфортных условиях для испытуемого. Для ребёнка это в первую очередь семейное окружение. Доброжелательное и профессиональное наблюдение свободной деятельности ребенка может дать больше, чем десяток экспериментов. Причем, в отличие от последних, не утомляя ребенка.

Не растеряться в массе фактов, увидеть интересное, характерное, индивидуальное поможет данная экспертная система. Важным преимуществом этой системы является возможность накопления данных для анализа динамики развития ребёнка в течение нескольких лет.

В программу развития ребенка входят:
— определение уровня развития ребенка,
— выявление у ребенка возможных отклонений в психомоторном развитии,
— контроль за динамикой развития ребенка, при повторном обращении.
— подготовка пакета индивидуальных рекомендаций и игровых занятий для раннего гармоничного развития ребенка.

В работе психолога используется экспертная система индивидуального сопровождения развития ребенка разработанная на кафедре психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Как составляется программа развития ребенка?
Сначала родители отвечают на вопросы опросника, затем специалист обрабатывает полученные данные и составляет индивидуальную «Программу развития» для вашего ребенка. В нее включаются рекомендации и игры из компьютерного банка данных в соответствии с уровнем развития ребенка по каждому параметру, выделяемому в этом возрастном диапазоне. Также учитываются ответы на отдельные вопросы и данные анамнеза.

Что представляет собой программа развития ребенка?
Программа развития — это около 20-30 страниц текста (в зависимости от возраста ребенка): рекомендации, задания и игры, которые ориентированы на ближайшую зону развития ребенка. Рекомендации и игры рассчитаны как на закрепление имеющихся умений и навыков, так и на развитие новых с учетом ближайшей зоны развития ребенка.

clip_image0031Основной принцип «Программы развития» заключается в ступенчатом введении материала. На следующую, более сложную ступеньку ребенок может перейти, лишь в достаточной степени овладев более легким материалом. Ребенок не научится самостоятельно сидеть прежде, чем станет держать голову, не научится сортировать предметы по каким-либо признакам, не накопив достаточно сенсорного опыта.

Темпы овладения умениями и навыками зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых — помогать ребенку там, где ему особенно трудно, подбирать игры в соответствии с той ступенькой развития, на которой находится ребенок, а не «тащить» его насильно «вверх» или задерживать «внизу», когда он уже может «подняться» выше.

Подготовленная таким образом «Программа развития» учитывает индивидуальный темп развития ребенка.

Какие направления учитывает индивидуальная программа развития ребенка?
— Развитие социально-адаптивных функций.
— Социальное развитие ребенка
— Эмоциональное развитие ребенка
— Физическое развитие ребенка
— Крупная моторика и укрепление здоровья ребенка
— Мелкая моторика и развитие зрительно-моторной координации ребенка
— Развитие восприятия и познавательной активности ребенка
— Сенсорное развитие ребенка
— Развитие мыслительных операций ребенка
— Развитие психических функций ребенка (внимания, памяти)

Развитие внимания ребенка:
— организация внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей,
— стимуляция непроизвольного внимания с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных),
— развитие непроизвольного внимания на основе интереса к разнообразным предметам и явлениям,
— организация деятельности с привлечением внимания ребенка к различным свойствам объектов,
— развитие устойчивости непроизвольного внимания,
— развитие внимания к слову,
— формирование предпосылок для развития произвольного внимания,
— расширение объема внимания,
— развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти ребенка:
— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов,
— увеличение скрытого периода узнавания,
— расширение круга узнаваемых предметов,
— развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах,
— развитие непроизвольной памяти,
— увеличение объема запоминаемого материала,
— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Развитие деятельности ребенка
Уровень развития ребенка во многом определяется тем способом деятельности, которым фактически он владеет. В «Программу развития ребенка» включены рекомендации по организации различных видов деятельности ребенка (игровой, изобразительной, конструктивной). Они включены как в разделы, касающиеся развития познавательной, эмоциональной сферы, так и в специальные подразделы: рисование и другие виды изобразительной деятельности, конструктивная деятельность.

Рисование способствует развитию у ребенка:
— наблюдательности,
— точности восприятия окружающей действительности, развиваются и уточняются представления ребенка о размере, цвете, форме, составе и фактуре материала,
— тонкой моторики под контролем зрения,
— эмоциональной сферы (помогает глубже переживать и воспроизводить события).

Конструктивная деятельность способствует развитию у ребенка:
— зрительно-моторной координации,
— пространственных представлений,
— элементарных математических представлений.

Чтобы ребенок стал самостоятельно конструировать, необходимо, чтобы взрослый не просто дал ему кубики, конструктор, а показал, что из них можно что-то мастерить. В «Программе развития ребенка» даются рекомендации по организации совместной конструктивной деятельности ребенка и взрослого.

Речевое развитие ребенка
Речевое развитие происходит в процессе общения ребенка с окружающими людьми. В «Программе развития ребенка» последовательно раскрываются все направления и этапы развития речи ребенка, начиная с первых месяцев жизни.

В этот раздел включены рекомендации и игры, направленные на:
— развитие слухового сосредоточения,
— развитие понимания речи (пассивного словаря),
— активной речи (в т.ч. грамматического строя).

Слуховое сосредоточение
Слух играет немалую роль в развитии речи ребенка. Точность восприятия звуков человеческой речи, опять же, определяется уровнем развития слуха. Своевременное выявление проблем со слухом необходимо для оказания своевременной помощи ребенку. В «Программе развития ребенка» приведены рекомендации по развитию слухового сосредоточения у детей первого года жизни.

Развитие понимания речи (пассивного словаря)
Понимание обращенной речи является необходимым условием для нормального развития ребенка. В «Программу развития ребенка» включены игры и рекомендации по расширению пассивного словаря ребенка (словаря понимаемых ребенком слов, грамматических конструкций).

Развитие активной речи
В «Программу развития ребенка» включены рекомендации по организации такого общения с ребенком, которое способствовало бы развитию его активной речи от гуления до построения сложной фразы.
Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков ребенка