Запуск речи «Logo-sistem»

«LOGO-SISTEM» — новая методика работы с неговорящими детьми для формирования языковой системы (МФЯС), разработанная московским логопедом-практиком Новиковой-Иванцовой Тамарой Никифоровной.

Другими словами, «LOGO-SISTEM» – это запуск речи у неговорящих детей от 1,5 до 9 лет. Программа работы рассчитана от 9 до 18 месяцев. Занятия проводятся для детей индивидуально в игровой форме. Продолжительность занятия – 30 минут, рекомендуемая частота занятий – 2 раза в неделю.

Цель методики: формирование произвольной связной речи у неговорящих детей.

 Задачи методики:

  • Формирование сенсорной чувствительности, речевого аппарата;
  • Формирование ощущений собственного тела;
  • Формирования функций слухо-речевогогнозиса;
  • Формирование слоговой структуры слова у детей с системной речевой патологией;
  • Работа по формированию фразы у детей с алалией;
  • Формирование у детей с тяжелой речевой патологией навыка грамматического оформления фразы;
  • Работа по формированию связной речи;

Показания:

  • с моторной и сенсо-моторной алалией;
  • с дислалией;
  • с дизартрией, (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент);
  • с общим недоразвитием речи(ОНР);
  • с задержкой речевого развития (ЗРР);
  • с фонетическими и фонематическими нарушениями (ФиФН);
  • с заиканием.

Рекомендуемый курс

Программа работы рассчитана от 9 до 18 месяцев. Занятия проводятся для детей индивидуально в игровой форме. Продолжительность занятия – 30 минут, рекомендуемая частота занятий – 2 раза в неделю.

Проводится для детей от 1,5 до 9 лет

Эффективность:

  • Появление звуков, слогов, слов у неговорящих детей;
  • Появление грамотной и сформированной фразы у ребенка;
  • Обогащение активного и пассивного словаря ребенка

СУТЬ МЕТОДИКИ

 Так как основной стержень МФЯС –это опора на онтогенетический принцип развития речи и отработка-формирование языковых кодов, то началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом.

Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез).

Также важно пройти этап различения неречевых звуков, а затем плавно перейти к речевым, формируя тем самым фонологический код.

Фонологический код в норме формируется к 3 годам. Параллельно формируются все остальные коды.

РАБОТА В РАМКАХ МЕТОДИКИ разделена на 3 блока коррекции:

I блок

Продолжительность: от 1-го до 2-х месяцев.

Основные задачи блока: формирование сенсорной чувствительности речевого аппарата, формирование целостного восприятия своего тела, формирование зрительного, слухового, вестибулярного восприятия себя в пространстве.

II блок

Продолжительность: от 2-х до 4-х месяцев.

Основные задачи блока: формирование звука, слога и слоговой структуры слова по средствам пения, формирование и стимуляция общего и речевого чувства ритма по средствам простукивания звука, формирование основных слого-ритмических моделей слова по средствам логопедической ритмики, автоматизация слого — ритмических моделей слова, обучение соотнесению предмета с картинкой.

III блок

Продолжительность: до 3-х месяцев.

Основные задачи блока: формирование навыка грамматического оформления фразы, формирование схематического изображения схемы звука и слоговой структуры слова, с применением фишек (цветных карточек, полосок цветной бумаги), формирование умения выделять ударный слог с помощью фишки.

МЕТОД РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ

 Специалист произносит слоги, слово по слогам, указывая синхронно на фишки, выделяет голосом «ударную фишку». Дети пытаются воспроизвести это отраженно. Внимание ребенка концентрируется на ударном слоге, а затем все фишки, маркирующие безударные слоги, на глазах у детей сдвигаются вплотную к «ударной фишке». Затем специалист произносит слово слитно, выделяя голосом ударный слог. Дети пытаются воспроизвести такой способ произношения.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДИКЕ «LOGO-SISTEM»:

  • Вводная часть – 5 минут(приветствие, установление контакта с ребенком, позитивный настрой на работу, мотивация, отработка индивидуального материала легкого уровня сложности для ребенка через пение);
  • Основная часть – 20 минут (массаж речевых зон, отработка индивидуального материала среднего и высокого уровня сложности для ребенка через пение);
  • Заключительная часть – 5 минут (закрепление полученного материала, выдача родителю домашнего задания, поощрение ребенка за работу, мотивация на следующее занятие).

ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ

Измайлова Р.  

Моему младшему 2 года и 3 месяца. … Спустя всего-лишь год занятий, сын добился необычайного прогресса, качество речи вышло на новый уровень. На момент начала занятий у логопеда, он не мог правильно выговорить слова «нитка, тапки, ветка, письмо», некоторые звуки просто отсутствовали, а сейчас он начал читать по слогам…Я бы очень хотела помочь разговориться и сделать это именно с вашей системой. Удобно, в первую очередь, что занятия уже спланированы, этап за этапом. А цель у меня одна — научить ребенка разговаривать.

Исаева Н.

Узнала о методике в октябре 2013 года. Методика очень понравилась, у 5-ти летнего ребенка, диагноз — сенсорная афазия, последствия тяжелой ЧМТ (после ДТП), левая рука спастична, в правой тремор. Интеллект сохранен.  Занимаемся с середины ноября, каждый день.

Расслабилась левая рука.  Первоначально, когда ручка ребенка лежала у меня на шее и я пела, в левой руке ребенка усиливалась спастика и он сжимал ладонь, но после 7-8 занятия стало все наоборот, спастика отпускает. А через 3 недели эти улучшения стали и в локте. Рука становится подвижней. Он ходит за правую ручку, а сейчас может и держась левой рукой.

Раскачивания на коленях в такт музыке укрепляют спинку (улучшилась ходьба, координация движений), улучшилась моторика (во время еды ложка уходила в сторону, сейчас он ее держит прямо и подносит к ротику прямо).

Правой рукой стал выбивать ритмы сам. Он правой рукой что-то делает, если чувствует мою руку на своей, а во время занятий, увлекшись музыкой периодически выбивает такт сам. Также правой ручкой уже сам пытается держать свои щечки.  Когда ручка на шее, то тремора нет.

Речь — эмоциональная, когда плачет стало слышно что-то: «Ма-ма-ма-ма   па-па-па-па». Очень сильные изменения в мышцах лица, они так хорошо подтянулись, стали упругие. Появилось: «Ы». Спасибо большое. Я намерена пройти всю методику.  С уважением.

Холина Н.

Мой ребенок в 4 года имеет диагнозсенсо-моторная алалия с преобладанием сенсорного компонента. У нее в активе было не более 10 слов (звукоподражания, лепетные слова). Понимание речи было резко нарушено.

После пройденного курса логосистемы ребенок составляет предложения из 2-х слов, может назвать какое слово 1-е, 2-е, 3-е. Использует слова трехсложной слоговой структуры. Сначала особенно сложно было с ритмом. Сейчас невролог на консультации отметила, что девочка очень ритмичная. Альбомы «От слова к фразе» уже прошли. Пытаемся составлять предложения из 4-х слов, работаем над грамматикой. Заметила, что дочке предложения легче пропеть, чем проговорить, поэтому еще и пропеваем. Очень нравится работать по слоговой (нам обеим).

Мне очень нравятся широкие возможности применения этой методики и четкая структура. Спасибо огромное за Ваш труд и знания, которыми Вы делитесь!