Обучение специалистов по программе «Детская нейропсихология»

Центр детской нейропсихологии и кинезиологии приглашаем вас на обучающие семинары по детской нейропсихологии, логопедии и педагогике.Программа повышения квалификации и внедрения в профессию.

Семинары ориентированы на специалистов (нейропсихологов, логопедов, дефектологов, неврологов, психологов, педагогов, студентов).

Использование нейропсихологический технологий в коррекции и восстановлении высших психических функций

(Курс рассчитан на 2 года обучения, 2014-2015 гг.)

Часть 1. Теория

Нейропсихология детского возраста как одна из областей современной нейропсихологии; ее предмет и задачи
— Специфика нейропсихологии детского возраста (пластичность мозговых систем; специфика нейропсихологических синдромов, компенсаторных механизмов).
— Этапы развития центральной нервной системы, закономерности морфофункционального становления мозговых структур. Поступательный характер функционального развития нервной системы.
— Концепция системной динамической мозговой организации высших психических функций; три функциональных блока мозга (по А. Р. Лурия). Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. Гетерохрония созревания структур трех блоков мозга.
— Нейропсихологический синдромы в детском возрасте. Особенности онтогенеза детей с функциональной недостаточностью различных структур головного мозга: стволовых, подкорковых, височных, теменной-затылочных, лобных (левого и правого полушарий).

Нейропсихологический подход к анализу различных форм дизонтогенеза и отклонений в психическом развитии (аутизм, гиперактивность, задержка психического развития и др.).

Часть 2. Практика

— Основы нейропсихологический диагностики детей. Возможность топической диагностики в детском возрасте. Определение профиля латеральной организации в детском возрасте. «Генетическое» (семейное), «патологическое» (компенсаторное) и вынужденное левшество. Особенности психического развития детей-левшей. Нейропсихологический подход к проблеме школьной неуспеваемости.
— Сенсомоторная коррекция (СМК) как вид нейропсихологический коррекции детей и подростков. СМК при нарушениях развития и отклонениях в поведении (при РДА, ЗПР, ЗРР, СДВГ, УО и др.). Специфика проведения сенсомоторной коррекции при различных видах дизонтогенеза, в индивидуальной и групповой формах.
— Проведение (наблюдение) нейропсихологический диагностики с супервизией.
Наблюдение за занятиями СМК детей разного возраста с различными нарушениями онтогенеза (ДЦП, аутизм, УО, алалия, афазия, дислалия, дизартрия, заикание, на-рушения письменной речи, ЗПР, СДВГ, отклонения в поведении и др.)


В программе курса

1. Основные понятия нейропсихологии (симптом, синдром, фактор). Нейропсихология и практика.
— Что изучает нейропсихология.
— Когда логопеду/педагогу/родителю/неврологу может понадобиться нейропсихолог.
— Высшие психические функции (восприятие, память, речь, произвольные движения, счет, память, мышление): их мозговая организация, принципы развития и функционирования.
— Специфика нарушений высших психических функций.
— Как проводить нейропсихологическое обследование и оценивать его результаты.
— Виды и цели практической работы нейропсихолога.
— Разбор клинического случая (пример работы нейропсихолога в стационаре – цели, возможности, методики, результаты).

2. Нарушения восприятия при поражениях головного мозга: методы нейропсихологической диагностики и коррекции. Проблема агнозий.
— Общие принципы работы анализаторных систем.
— Зрительные агнозии, тактильные агнозии, слуховые агнозии.
— Диагностические пробы и задания.
— Принципы и примеры ведения протокола исследования.
— Специфические ошибки и способы их интерпретации.
— Количественная оценка полученных результатов.
— Методы коррекции выявленных нарушений восприятия.

3. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий.
— Двигательная система, её мозговая организация.
— Понятие апраксии.
— Виды апраксий.
— Диагностические пробы и задания.
— Принципы и примеры ведения протокола нейропсихологического исследования.
— Специфические ошибки и способы их интерпретации.
— Количественная оценка полученных результатов.
— Методы коррекции апраксий.

4. Нарушения фонового аспекта высших психических функций (проблема нейродинамики).
— Понятие нейродинамики, её мозговые основы, источники активации.
— Клинические проявления нарушений нейродинамики при поражении разных уровней ЦНС (дезориентировка, нарушения произвольного внимания и памяти, псевдоафазии, адинамия, трудности включения в деятельность и перехода от одного вида деятельности к другому и пр).
— Параметры, оцениваемые в клинике (инертность, инактивность, аспонтанность).
— Методы нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений нейродинамики.

5. Нарушения регуляторного аспекта высших психических функций (лобные синдромы) и методы восстановительной работы.
— Специфика строения и функционирования лобных долей мозга.
— Лобные синдромы: префронтальный, заднелобный, медиобазальный.
— Клинические проявления синдромов.
— Методы их нейропсихологической диагностики (задания, построение ис-следования и ведение протокола).
— Способы коррекции нарушений у пациентов с поражениями лобных долей мозга.

6. Нарушения памяти и методы их нейропсихологической коррекции.
— Определение памяти, виды памяти, аномалии памяти.
— Звенья памяти (запечатление, хранение, воспроизведение).
— Характеристики памяти, оцениваемые в клинике (объем, эффективность заучивания, прочность хранения, избирательность заучивания и воспроизведения).
— Модально-специфические и модельно-неспецифические нарушения памя-ти.
— Нарушения памяти при поражении разных структур и уровней головного мозга.
— Методы диагностики нарушений памяти.
— Методы восстановления памяти.
— Количественная оценка степени нарушений памяти.
— Рекомендации пациентам и их родственникам на каждый день.

7. Нарушения мышления и счета и методы их нейропсихологической коррекции.
— Мышление, его психологическое строение и мозговая организация.
— Виды и функции мышления.
— Компоненты мышления (динамический, операциональный, регу-ляторный)
— Нарушения мышления при поражении (лобных, височных, теменных и других зон головного мозга): методы их нейропсихологической диагностики и коррекции.
— Счет, его психологическое строение и мозговая организация.
— Компоненты счетной деятельности (динамический, операциональный, регуляторный).
— Специфические нарушения счета при поражении теменно-височных отделов: методы их нейропсихологической диагностики и коррекции.
— Неспецифические нарушения счета (при мнестических нарушениях, нарушениях зрительного восприятия и в речевых синдромах): методы восстановительной работы.
— Нарушения счета как деятельности (в структуре лобного синдрома): методы восстановительной работы

8. Нарушения внимания и методы их нейропсихологической коррекции.
— Внимание, его психологическое строение и мозговая организация.
— Характеристики и свойства внимания (объем, переключаемость, концен-трация и др.)
— Модально-неспецифические нарушения внимания: методы их нейропсихологической диагностики и коррекции.
— Модально-специфичесикие нарушения внимания (при поражениях заты-лочных, теменных, височных отделов коры головного мозга): методы диагностической и восстановительной работы.

9. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие.

10. Специфика нейропсихологического обследования детей.
— Современная детская нейропсихология: понятие симптома, синдрома, фактора.
— Основные практические задачи детского нейропсихолога.
— Формирование высших психических функций в онтогенезе: гетерохрония развития, мозговые основы, проблема «нового» онтогенеза (средовые и культурные факторы).
— Проблема нормы и компенсации.
— Функциональный диагноз.
— Требования к процедуре и методам нейропсихологической диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте.
— Организация и ключевые моменты нейропсихологического обследования.

11. Возрастные нормативы и алгоритмы нейропсихологического обследования детей разных возрастных групп.
— Принципы и задачи нейропсихологического обследования ребенка.
— Возрастные нормативы развития праксиса, гнозиса, памяти, речи, про-странственных представлений.
— Способы количественной (балльной) оценки результатов нейропсихологического обследования ребенка.
— Сбор анамнеза и беседа с родителями – на что обращать внимание.
— Батареи нейропсихологического обследования детей до трех лет, трех лет, четырех лет, пяти-шести лет, семи-восьми лет, подростка.

12. Основные принципы и алгоритмы нейропсихологической коррекции детей.
— Виды и направления коррекционно-развивающей работы с детьми. Принципы подбора коррекционных методик.
— Частые трудности детей 6 – 9 лет (замедленность, несформированность контроля, трудности переработки информации) и психолого-педагогические способы их преодоления.
— Методы нейропсихологической коррекции и развития динамики психической деятельности, нейро-психо-соматического статуса ребенка, зрительного и слухового восприятия, произвольных движений (кинетический и кинестетический праксис), развитие связной речи (накопления словаря, разворачивание фразы, развитие речевого и неречевого слуха), формирования пространственных представлений, развития памяти.

13. Основные нейропсихологические синдромы в детском возрасте.
— Специфика работы нейропсихолога с детьми (особенности диагностики и коррекции психических функций детей, основные законы развития психических функций – асинхрония, гетерохрония развития).
— Проблема нормативов возрастного развития психических функций.
— Синдромы функциональной недостаточности (лобных отделов, левого виска, структур правого полушария) и дефицитарности (базальных ядер, стволовых образований мозга): жалобы родителей, основные симптомы (в поведении, речи (чтении, письме), счете, мышлении и пр), направления коррекционно-развивающей работы.

14. Особенности развития леворуких детей и направления коррекцион-но-развивающей работы.
— Понятия межполушарной асимметрии мозга и леворукости.
— Типы леворукости (генетическая, компенсаторная, вынужденная).
— Специфика мозговой организации психических функций леворуких детей.
— Направления и приемы психолого-педагогической помощи леворукому ребенку:
Создание условий адекватного обучения.
Формирование произвольной регуляции.
Оптимизация нейро-психо-соматического статуса.
Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий.
Развитие речи.


По окончании выдается сертификат о повышении квалификации. По итогам всех циклов и сдачей экзаменов выдается диплом об повышении квалификации.

Формы работы
Лекции, практика, вебинары, семинары, практическое выполнение упражнений, обсуждение, анализ, методические разработки программ сопровождения детей. Диагностика, консультирование, супервизия.

Что позволяют знания в области нейропсихологии?
— Выбрать правильный подход в развитии и обучении детей с учётом специфики и закономерностей развития их нервной системы и головного мозга в частности;
— Понять принципы строения и функционирования мозга взрослого человека;
— С помощью специальных методов диагностики определять сильные и слабые стороны функционирования высших психических функций, а так же эффективные способы обработки поступающей в мозг информации;
— Определять специфику нарушений при локальных поражениях мозга и выстраивать реабилитационные и коррекционные программы.

Преимущество нейропсихологии в том, что используя её методы, возможно определять не только актуальное состояние высших психических функций, но и механизм (мишень) их нарушений.

Области применения нейропсихологии:
— В работе детского психолога при работе с детьми, имеющими трудности поведения, трудности формирования обучения;
— В клинической практике при работе с пациентами после инсультов и черепно-мозговых травм;
— В логопедической работе для уточнения механизмов нарушений речи и более точной локализации диагноза, простаивание коррекционной работы опираясь на онтогенез.
— В психолого-педагогической деятельности с целью профилактики и коррекции нарушений психологического развития у детей.
— Для родителей, желающих грамотно помогать детям осваивать школьные навыки, а также понимать особенности развития психических процессов.

Что в программе обучения?
— Основы нейропсихологии, теория и методы нейропсихологический диагностики по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной. Ж.М. Глозман.С.С. Семенович.
— Клиническая нейропсихология, рассмотрение нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга. Глозман Ж. М.
— Нейропсихология детского возраста, подходы к диагностике и коррекции (методы формирующего обучения Л.С. Цветковой, сенсомоторная коррекция А.В. Семенович, здоровьесберегающие технологии Т.В. Ахутина).
— Нейропсихологическая реабилитация и восстановительное обучение с локальными поражениями мозга РДА, аутизм и т.д

Для кого эта программа обучения?
— Для практикующих психологов,
— Для клинических психологов,
— Для логопедов, дефектологов,
— Для нейропсихологов,
— Для учителей начальных классов,
— Для педагогов дополнительного образования,
— Для всех интересующихся особенностями развития мозга и психики.

Чему Вы научитесь?
— Владеть методами нейропсихологической диагностики детей и взрослых.
— Основываясь на полученных данных делать выводы относительно состояния и развития высших психических функций с учётом их мозговой организации.
— Понимать специфику развития детского мозга и психики.
— С учётом индивидуальных особенностей ребёнка выстраивать программу обучения или коррекции.
— Составлять программу реабилитации для лиц перенёсших инсульт или черепно-мозговую травму.

В специальность также включены следующие программы:
— Системная семейная психотерапия.
— Пренатальная и перинатальная психология и психотерапия.
— Психотерапия и консультирование детей и подростков в рамках системного семейного подхода.
— Неврология.
— Анатомия мозга.

Слушатели данного курса познакомятся с фундаментальными представлениями о формировании мозговой организации психических процессов и ее становлении в онтогенезе, узнают о системно-динамических принципах онтогенеза церебрального обеспечения психической деятельности человека в норме и патологии. Особое внимание уделяется овладению теориейи практикой синдромного анализа – уникального метода анализа феноменов поведения человека в норме и патологии,разработанного А. Р. Гурия и его учениками.

Задачи курса:
— Знакомство с базовыми принципами синхронного подхода в нейропсихологии детского возраста;
— Знакомство с основными методами нейропсихологический диагностики; Знакомство с нейропсихологический синдромологией в детском возрасте;
— Знакомство с основными методами нейропсихологической коррекции, профилактики и абилитации в детском возрасте.

Основные темы:
— Синдромный подход в нейропсихологии детского возраста.
— Базовые принципы синдромного подхода.
— Специфика дифференциально-диагностической и коррекционной работы в детском возрасте.
— Методы нейропсихологической диагностики.
— Методы исследования вербальных функций. Методы исследования невербальных функций. Методы исследования межполушарных взаимодействий. Специфика внедрения методов нейропсихологической диагностики в детском возрасте.
— Нейропсихологическая синдромология в детском возрасте.
— Недостаточность и несформированность подкорковых образований мозга.
— Недостаточность и несформированность лобных отделов мозга.
— Недостаточность и несформированность задних отделов мозга
— Недостаточность и несформированность межполушарных взаимодействий.
— Нейропсихологическая синдромология в детском возрасте.
— Нейропсихологическая коррекция, профилактика и абилитация в детском возрасте.
— Стратегия и тактика нейропсихологической коррекции. Метод «замещающего онтогенеза».
— Оптимизация и коррекция специализации полушарий мозга и межполушарного взаимодействия.
— От нейропсихологической коррекции к профилактике и абилитации.

Яндекс.Метрика